Гюйс
Содержание:
- Легенда о переплете
- Мировая история гюйсов
- Как появился гюйс, и зачем он нужен?
- Что такое гюйс
- Одно полотнище для двух святых
- История
- Гражданский гюйс
- Примечания
- Кормовые флаги, гюйс и вымпел ВМС России
- Величайшие победы русского флота, отмеченные тремя полосами
- История
- Журналисты «Вечерней Москвы» вместе с моряками отметили день рождения флагмана Черноморского флота
- Флаг морпехов
Легенда о переплете
Существует расхожая красивая легенда о том, что рисунок русского военно-морского флага буквально привиделся царю-реформатору Петру I: мол, задремавший за рабочим столом государь внезапно проснулся и увидел косой синий крест прошедшего через витраж света, упавший на бумаги. Но известные сегодня наброски полотнищ флагов ясно показывают, что поисками удовлетворяющего его рисунка Петр Алексеевич занимался долго и тщательно, явно не доверяя дело случаю. А косой Андреевский крест – символ апостола Андрея Первозванного, небесного покровителя России – появился на наброске в октябре 1699 года, расположенный поверх традиционного российского триколора. Он в таком виде был утвержден два месяца спустя. Потребовалось еще два десятка лет, чтобы полотнище окончательно стало чисто белым, а сам флаг приобрел обычный для глаза рисунок: именно таким описывал кормовой флаг русского флота «Морской устав» Петра Великого 1720 года. К этому времени Андреевский крест на флаге получил дополнительный смысл: четыре его конца символизировали четыре моря, на которых утвердилась Российская империя — Балтийское, Белое, Каспийское и Азовское.
Сохранившийся в архивах набросок внешнего вида русских военно-морских флагов, сделанный Петром I в 1699 году. Из монографии Николая Устрялова «Карты, планы и снимки к четвертому тому истории царствования Петра Великого», 1863 год
Мировая история гюйсов
Во времена Средневековья гюйсы говорили о порте приписки определенного корабля. Первым носовым флагом считается гюйс принца Оранского, о котором упоминалось в 1572 году при описании взятия гезами городка Ден-Брил, первого освобожденного от испанцев. Однако характеристики гюйса не сохранилось — есть предположение, что его вид копировал флаг Оранского дома — оранжевая, белая и синяя равные горизонтальные полосы.
Одним из самых известных гюйсов был бушпритный флаг унии Англии и Шотландии, украшавший суда в 1634-1707 годах. На символику шотландского флага Святого Андрея (белая перевернутая буква «Х» на синем фоне) была наложена символика английского флага Святого Георгия (красный крест на чисто белом фоне). Гюйс в чем-то стал прообразом будущего флага Великобритании. Развеваться он должен был только на военных кораблях, отчего гез и прозвали «Юнион Джек» («союзный гюйс»); торговые корабли имели право располагать только флагом Святого Андрея или Святого Георгия, в зависимости от принадлежности к стране-участнице унии.
Теперь плавно перейдем к истории гюйса ВМФ России, прежде всего ознакомившись с его происхождением.
Как появился гюйс, и зачем он нужен?
Воротник-гюйс
Средневековые мужчины не признавали коротких стрижек, практически повсеместно в Европе носились либо длинные волосы, либо парики. В таких условиях активно распространялись вши, необходимо было применять меры для противостояния их ордам, и для этой цели на волосы наносили деготь. Мера отчасти помогала, однако длинные волосы могли с легкостью испачкать одежду, и потому необходимо было использовать какой-то защитный материал.
Так парики, намасленные косички из конского волоса – служили не просто украшением, а обязательным элементом внешнего вида каждого моряка в определенный период времени. И они тоже пачкали одежду, за что матросы получали наказания, так как должны были всегда выглядеть опрятно. Люди стали пользоваться широким воротником из кожи, который защищал одежду, и который можно было легко отмыть от любых загрязнений.
И даже с отказом от длинных волос и пышных причесок полюбившийся и удобный воротник остался, только выполнять его стали из ткани. Ведь длинные волосы или парики в прежние времена в какой-то мере утепляли шею, а с их отменой потребовалась хоть какая-то замена. И широкий тканевый воротник прекрасно справился с функцией шарфа, став еще более любимым. Его можно было заправить внутрь одежды, обеспечивая тепло.
Есть и другая версия, согласно которой в гюйс со временем превратился широкий капюшон, который использовался моряками, чтобы защититься от дождей и брызг.
Гюйс
В процессе своей эволюции гюйс многократно видоизменялся, люди стремились сделать его максимально удобным и практичным. Сегодня он прочно закрепился в русском флоте, и выглядит как синий прямоугольный воротник большой ширины, сделанный из ткани, и имеющий три белые полосы. Подкладка у него тоже синяя, концы имеют по петле, и также есть пуговица в центре выреза – это обеспечивает возможность прикрепления воротника к рабочей или форменной флотской одежде.
Что такое гюйс
Слово «гюйс» произошло от нидерланд. geus — «гез», что было названием носового флага кораблей гезов, участников антииспанской революции в Голландии. Со временем оно стало нарицательным. Сегодня гюйсом ВМФ России и других стран называется носовой флаг морского судна, который вместе с военно-морским, торговым либо гражданским штандартом говорит о государственной принадлежности корабля.
Второе название гюйса — бушпритный флаг, т. к. в начале своей истории его поднимали на бушприте или специальном флагштоке, так и зовущимся — гюйсшток. Сегодня гюйс можно увидеть на баке судна. Также в настоящее время его в основном используют военные корабли, однако некоторые страны допускают гюйсы и для своих гражданских судов.
Еще один синоним гюйса, актуальный, однако, не во всех странах — это крепостной флаг, т. к. его поднимают на прибрежных крепостях и прочих важных объектах на берегу. Гюйс также именуют и стояночным флагом, ведь он определяет по большему счету пришвартованные корабли, нежели суда на ходу.
Одно полотнище для двух святых
Если спуск Андреевского флага рассматривался как главное флотское преступление (за всю историю русского флота оно совершалось лишь дважды, и оба раза имело тяжелейшие последствия для отдавшего такой приказ), то высшей наградой для проявивших исключительное мужество моряков стал так называемый Георгиевский Андреевский флаг. Учредил его 5 (17) июня 1819 года император Александр I как награду для Гвардейского экипажа, показавшего себя с лучшей стороны в сражении при Кульме во время Заграничного похода русской армии. Чуть позже, уже в царствование императора Николая I, такой награды удостоились два корабля. Первым 17 (29) декабря 1827 года Георгиевский Андреевский флаг получил линейный корабль «Азов», ставший легендой Наваринского сражения, а вторым — знаменитый бриг «Меркурий», награжденный 28 июля (9 августа) 1829 года. Больше подобной награды не получал ни один русский корабль!
Бриг «Меркурий»с пожалованным ему Георгиевским Андреевским флагом у стенки в Севастополе. Рисунок XIX века
История
Многие флаги создавались только для использования на море. Самыми первыми особыми знаками принадлежности судов были эмблемы, нарисованные на парусах корабля. Позже были гербовые щиты.Только с XII—XIII веков морские флаги постепенно вводились в употребление.
Английский флаг с крестом святого Георгия.
В период Высокого Средневековья различий между торговыми и военными кораблями почти не было.Чтобы показать к какой стране они относятся, корабли поднимали флаги портов своей приписки. Первыми национальными морскими флагами были: английский флаг белого цвета с крестом святого Георгия, синий шотландский флаг с крестом святого апостола Андрея Первозванного и датский национальный флаг. В Средиземноморье одними из первых таких флагов были генуэзский флаг с изображением креста святого Георгия и венецианский флаг со львом святого Марка.
Андреевский флаг
11 декабря 1699 года император Петр Первый учредил Андреевский флаг в качестве главного стяга Российского морского флота. Белое полотнище с перечеркнутыми по диагонали голубыми линиями считалось до 1917 года и считается сейчас главным символом чести и мужества отечественных военных моряков.
Само название флага отсылает к христианским истокам. По преданию на диагональном кресте был распят первый ученик Иисуса Христа Андрей Первозванный, считающийся покровителем России. Петр Первый, лично работавший над рисунками флагов, нарисовал два варианта флотского стяга. На одном были три параллельные полосы с надписью цветов, на втором — Андреевский крест на фоне трех горизонтальных полос белого, синего и красного цветов. По легенде, во время раздумий о флаге, император задремал. Он проснулся от светившего в окно солнца и увидел на чистом листе бумаги лучи, преломленные через слюду в виде двух синих пересекающихся линий. Увидев в этом указание свыше, Петр тут же набросал окончательный рисунок флага. Сохранилась даже запись царя на эскизе: «Святой Апостол Андрей Первозванный землю русскую светом Христова учения просветил». Нынешний окончательный образец Андреевского флага был внедрен после 1710 года, до этого император нарисовал еще восемь вариантов, которые последовательно внедрялись на флоте.
Другие морские флаги
Военно-морской флаг республиканской Франции.
В 1790 году, Франция на белое поле гюйса, добавила крыж, окрашенный в республиканские цвета. Похожие флаги в 1815 году учредили Швеция и Сардиния, а в 1844 году на шведском гюйсе появились цвета флагов Швеции и Норвегии. Другой популярной моделью военного флага в XVIII и XIX веках был голландский флаг с горизонтальными полосами.
С 1701 в Пруссии использовался простой белый флаг с гербом и изображением черного креста. Испанский морской флаг, принятый в 1785 году, был окрашен в гербовые цвета, на середине полотнища размещался государственный герб.
Общее положение
Военные флаги, отличающиеся от государственного флага, имеют флота менее чем 40 стран мира.В некоторых случаях военный флаг похож на государственный, но в других пропорциях.Иногда в странах существуют специальные морские флаги для вспомогательных судов: российские ходят под тёмно-синим флагом с Андреевским крестом, а Королевская вспомогательная флотская служба использует британский синий кормовой флаг, на который добавлен желтый якорь.
Гражданский гюйс
Некоторые флаги коммерческих пароходных компаний, 1900г. (первоначально поднимались на главной мачте, впоследствии — на гюйс-штоке)
Обычно в этом качестве применяются национальные флаги государств. В мире только в двух странах официально установлено применение гражданских гюйсов иного рисунка. Это Великобритания и Багамские острова, как показано ниже. В Швеции в данном качестве применяются флаги регионов.
Первоначально носовой флаг в виде британского флага с широкой белой каймой не позиционировался как «гражданский гюйс» (англ. «Civil jack») — это был служебный флаг, введенный в 1823 году. В изданной в 1855 году книге, предназначенной для британских консулов, говорится, что такой флаг поднимает лоцман (англ. «pilot») на судне, на котором он осуществляет лоцманскую проводку и в связи с этим данный флаг получил название лоцманский гюйс — «Pilot jack».
В 1970 году лоцманский гюйс перестал быть знаком лоцмана, но ссылки на него не были удалены из действующего британского Акта «О торговом мореплавании» и закон с юридической точки зрения позволял интерпретировать его, как флаг, который может быть поднят на торговом судне в качестве гюйса, если это необходимо.
В настоящее время многие гражданские суда, приписанные к портам Великобритании, используют окаймленный широкой белой каймой флаг Великобритании в качестве гюйса без какого-либо официального противодействия.
В Нидерландах, также применяется, хотя официально и не утвержден, гражданский гюйс, имеющий несколько неофициальных названий — гюйс для прогулочных судов (Geus voor pleziervaart), одинарный Принсенгёз (Enkele Prinsengeus) или просто — гюйсик (Geusje).
Кроме того, в тех случаях, когда это разрешено национальным законодательством, а также предусмотрено правилами некоторых судоходных компаний, вместо гюйса иногда официально употребляются флаги компаний, портов приписки или иные флаги.
Примечания
- Станюкович К. М. Словарь морских терминов, встречающихся в рассказах.
- [dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/12961/%D0%93%D0%AE%D0%99%D0%A1 «Словарь иностранных слов русского языка», с.»Гюйс»] Словари и энциклопедии на Академике (dic.academic.ru)
- Гюйс // Военная энциклопедия : / под ред. В. Ф. Новицкого … []. — СПб. ; [М.] : Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1911—1915.
- . // Сайт Российской геральдической палаты (www.geraldica.ru).
- Постановление Президиума ЦИК СССР от 29.08.1924 «О флагах и вымпелах Союза Советских Социалистических Республик»
- Постановление ЦИК и СНК СССР от 07.07.1932 «Об изменении постановления ЦИК и СНК СССР от 29 августа 1924 г. о флагах и вымпелах Союза ССР»
- ↑
- Albert A. Hopkins & A. Russell Bond. Scientific American Reference Book — New York: Munn & Co., 1905.
- . // Gelderse Vlaggenhandel (www.gvhvlaggen.nl).
- Ollé Jaume. . // Сайт «Historical flags» (www.angel_ire.com/realm/jolle/argentina/#INDEX).
Кормовые флаги, гюйс и вымпел ВМС России
Военно-Морской флаг России (Андреевский флаг):Белое прямоугольное полотнище, пересеченное синим диагональным (Андреевским) крестом. Отношение ширины флага к его длине 2:3. Отношение ширины концов креста к длине флага 1:10. ГГР РФ: № 6 Андреевский крест стал использоваться еще на кораблях Московского царства в XVII в., современный вид (косой синий крест во все полотнище белого цвета) флаг приобрел с 1712 г., с 1720 г. Морским уставом этот флаг был установлен как флаг кордебаталии. Как единый кормовой флаг ВМФ России флаг был утвержден 12 июля 1865 г. (ПСЗ №42305). |
Гвардейский военно-морской флаг:Военно-морской флаг с расположенной на нем гвардейской лентой, завязанной бантом, с развевающимися концами. Гвардейская лента располагается по середине нижней половины полотнища, симметрично относительно средней вертикальной линии флага. Длина гвардейской ленты по прямой равна 11/12, а ширина 1/20 ширины флага. ГГР РФ: № 7 |
Гюйс и крепостной флаг: Красное полотнище с белым вертикальным крестом, на которое наложен голубой диагональный крест, окантованный белой полосой. Отношение ширины флага к длине — один к полтора, ширины голубой полосы к длине флага — 1/10. Отношение ширины белой полосы вертикального креста к ширине полотнища — 1/20, белой окантовки диагонального креста — 1/40. ГГР РФ: № 10 |
Примеры орденского флага ВМС с орденом Красного Знамени и орденом Нахимова:Орденский военно-морской флаг:Военно-морской флаг, на котором в крыже помещается изображение ордена. Размер крыжа — 1/4 часть полотнища флага. ГГР РФ: № 8 Орденские флаги поднимаются на кораблях, награжденных соответствующими орденами. Для крейсера «Аврора», награжденного двумя орденами (орденом Красного Знамени и орденом Октябрькой революции), разработан специальный флаг с изображением обоих орденов поверх андреевского креста: |
Пример гвардейского орденского флага ВМС с орденом Красного Знамени:Гвардейский орденский военно-морской флаг:Гвардейский военно-морской флаг, на котором в крыже помещается изображение ордена. Размер крыжа — 1/4 часть полотнища флага. ГГР РФ: № 9 |
Вымпел военных кораблей:Узкая коническая полоса красного цвета, с косицами, имеющую у шкаторины военно-морской флаг уменьшенного размера. Отношение длины вымпела к ширине флага 30:1 (на катерах 12:1); длина выреза косиц равна 1/7 длины вымпела. Растворение косиц — 1/2 ширины флага. ГГР РФ: № 11 |
Величайшие победы русского флота, отмеченные тремя полосами
Три полосы на гюйсе, согласно одной из версий, посвящены величайшим победам русского флота. Но что же можно рассказать об этих сражениях, увековеченных в истории и в подобных деталях морской формы?
Битва при Гангуте
Гангутское сражение, гравюра Маврикия Бакуа
Это сражение происходило в рамках Северной войны 1700-1721 годов. Состоялось возле современного мыса Ханко, в прошлом – Гангута в 1714 году. Командовал происходящим непосредственно Петр Первый и адмирал Апраксин, со стороны шведов – вице-адмирал Ватранг. Шведы были разгромлены, что доказало их уязвимость и на море. Эта победа была приравнена к Полтавской, русские войска были торжественно встречены на Родине, а те корабли, что удалось захватить у шведов, привезли в Петербург в качестве трофеев. День воинской славы 9 августа отмечается именно в честь этой победы.
Чесменская битва
И. Айвазовский. «Че́сменский бой»
Это сражение произошло в Эгейском море, недалеко от турецких берегов, в 1770 году и длилось с 5 по 7 июля. Несмотря на то, что турецких сил было вдвое больше, победил русский флот, почти полностью уничтожив противника за счет правильного выбора момента атак. Адмиралу Спиридову, командовавшему авангардом победителей, и Орлову, непосредственному командиру всей эскадры, помогла также прекрасная организация войск и их высокий моральный дух. Эта была не шаблонная победа, а великолепная импровизация, доказывающая полководческий талант адмирала.
Битва в Синопской бухте
И. К. Айвазовский. «Синопский бой»
Еще одно великое столкновение русского и турецкого флота произошло в 1853 году, 30 ноября. Турки, которых возглавил Осман-паша, собирались высадить десант на кавказском побережье, и им пришлось остановиться в Синопской бухте, чтобы переждать шторм. В этот момент флот Нахимова блокировал бухту, однако ни турки, ни англичане, которые присутствовали с ними, не предполагали, что русские решатся атаковать акваторию, защищенную береговой артиллерией. Но русские атаковали – причем настолько стремительно, что береговые орудия просто не смогли существенно повредить им. Турецкий флот был разбит наголову, а это сражение стало последним в истории парусных судов, подарив России господство в Черном море на долгое время вперед.
История
Гюйс военных кораблей союза Англии и Шотландии (1634—1707)
Шотландский вариант гюйса военных кораблей союза Англии и Шотландии (1634—1707)
В истории средневекового мореплавания носовой (бушпритный) флаг обозначал порт приписки корабля. Русское название «гюйс» происходит от нидерл. geus — названия, введённого гёзами для носовых флагов своих кораблей в период Нидерландской революции (1566—1609). Именно так прочитал Петр Великий это голландское слово (переводится как «нищий» — такое прозвище дали правящие представители Испании бедным фламандским дворянам, требовавшим равноправия с ними). В других языках название носового флага военных кораблей звучит иначе.
Первое сообщение о «гюйсе принца Оранского» (нидерл. Prinsengeus) относится к сражению гёзов с испанцами у городка Ден-Брил 1 апреля 1572 года, когда он стал первым городом, освобожденным гёзами от власти испанцев. Каким был первый гюйс, документальных данных не сохранилось, но в 1590 году он описывался как полотнище, состоящее из трёх горизонтальных равновеликих полос — оранжевой, белой и синей (в родовых цветах Оранского дома, из которого происходил принц Вильгельм I Оранский), каким позже стал флаг Нидерландов
Одним из наиболее известных гюйсов в истории был в 1634—1707 годах предшественник современного флага Великобритании. В 1603 году король Шотландии Яков VI унаследовал престол Англии и стал английским королём под именем Якова I. При этом союз между Англией и Шотландией носил характер личной унии, и они оставались независимыми государствами. 12 апреля 1606 года был утверждён флаг союза Англии и Шотландии: на шотландский флаг святого Андрея (белый косой крест на синем полотнище) был наложен красный прямой крест с белой каймой из английского флага святого Георгия (красный прямой крест на белом полотнище). Первоначально флаг использовался в качестве кормового (англ. Ensign) как военными, так и торговыми кораблями обеих стран. 5 мая 1634 года король Карл I ограничил использование союзного флага в качестве кормового только королевским кораблём и этот флаг было предписано использовать только военным судам в качестве гюйса — отсюда и его обиходное наименование «Юнион Джэк» (англ. Union Jack) — «союзный гюйс», в то время как торговые корабли должны были нести кормовые флаги святого Георга (английские) или святого Андрея (шотландские). В Шотландии имел некоторое распространение национальный вариант гюйса военных кораблей, на котором белый косой крест святого Андрея располагался поверх красного прямого английского креста святого Георгия. После принятия в 1707 году Акта об Унии, объединившего оба королевства в Соединенное Королевство Великобритании и Ирландии, объединённый флаг стал флагом нового государства.
Журналисты «Вечерней Москвы» вместе с моряками отметили день рождения флагмана Черноморского флота
В субботу, 4 февраля, редакционный десант газеты вновь высадился в Севастополе на борту подшефного нам гвардейского ракетного крейсера «Москве» — флагмана Черноморского флота. В этот день он отметил свой 34-й день рождения.
На борту — идеальная тишина. Ощущается лишь легкое покачивание на волнах, да периодически о себе заявляют чайки, которые проносятся над головой. На часах — 8.50. На территории вертолетной площадки крейсера в форме буквы «п» выстроилась вся команда. В черных зимних куртках, с погонами на плечах. Шестисекундная готовность, и точно по графику голос из громкоговорителя дает команду: «равняйсь, смирно, гюйс и флаг поднять».
Под исполнение гимна страны флаг занимает нужную позицию. Звучит команда «вольно». Символично, что небо, стянутое серыми тучами, начинает светлеть. Мелкая морось прекращается. Начинается митинг, посвященный 34-й годовщине со дня подъема на «Москве» военно-морского флага.
— Ракетный крейсер для моряков – это всегда олицетворение мощи, присущей нашему флоту, — сказал на торжественном построении председатель совета ветеранов военно-черноморского флота, вице-адмирал Александр Фролов. – Это высокая боевая способность, выучка и мастерство. Служить на крейсере престижно. Желаю, чтобы славные традиции гвардейских крейсеров сохранялись и были достойным примером для всех.
Пришвартованный в родной бухте больших кораблей Севастополя, крейсер впечатляет своей боевой мощью – зенитными установками, пушками, ракетами, бомбометами. Правда, несмотря на внешнюю удаль, «Москве» и его экипажу необходима поддержка. Ее по мере сил, взяв шефство, оказывает «Вечерняя Москва».
— Газета поддерживает крейсер в информационном плане, а в этом году мы нашли возможность помочь материально, — сказал во время праздника генеральный директор редакции газеты «Вечерняя Москва» Георгий Рудницкий, вручив подарочный сертификат. – Мы гордимся нашей дружбой. И всегда переживаем за команду. Поэтому хочу пожелать вам всегда возвращаться обратно из ваших дальних походов.
Как отметил первый заместитель главного редактора, редакционный директор «Вечерней Москвы» Алексей Белянчев, удалось выстроить простые, неформальные отношения между газетой и флагманом Черноморского флота.
— Недавно к нам в редакцию приходили ребята, которые служили на крейсере и уже демобилизовались, — сказал Алексей Белянчев. – И мы постоянно общаемся, поддерживаем отношения.
Генеральный директор редакции газеты «Вечерняя Москва» Георгий Рудницкий (слева) и первый заместитель главного редактора, редакционный директор «Вечерней Москвы» Алексей Белянчев (в центре) вручают грамоту капитану второго ранга Олегу Гуку.
В команду крейсера сегодня входит более 500 человек. Есть среди них и москвичи. На крейсере Юсуп Пашаев служит с ноября. Занимает должность писаря.
— Составляю суточные планы, к примеру, распорядок на день, графики, — рассказывает 19-летний матрос.
До крейсера, юноша несколько месяцев нес вахту на малоракетном катере «Молния-60». Также в Севастополе. Служить мечтал именно во флоте. Представлял себе волнующееся море, порхающих чаек.
— По дому, конечно, скучаю, но мне нравится на корабле. Комфортно. Хочется выйти на нем в дальнее плаванье, — говорит Пашаев.
— Библиотека, корабельный храм, музей, спортивный зал – на корабле есть чем заняться, — отмечает Дмитрий Иринин из подмосковной Каширы. – Передаю привет маме, папе, бабушке и брату.
А вот Иван Пятнов из подмосковного Серпухова привет близким решил не передавать – ведь суббота и воскресенье традиционно «час матросского звонка». В это время у ребят есть возможность поговорить с родными по телефону. Иван на корабле учится на радиотелеграфиста, осваивает азбуку Морзе. Признается, что на деле это оказалось не сложно.
Еще один матрос, Дмитрий Арефьев из подмосковного города Чехов, осваивает специальность автоматика-телемеханика. Служить молодому человеку осталось 4,5 месяца, и он уже подумывает о продолжении карьеры на контрактной основе.
Екатерина Петрова
Фото:Виктор Хабаров
http://www.vm.ru/news/2017/02/04/gyujs-i-flag-podnyat-krejser-moskva-otprazdnoval-svoj-den-rozhdeniya-351253.html
Флаг морпехов
Во времена СССР каждый род войск имел собственную символику. Например, у морских пограничников, относящихся к Комитету Государственной Безопасности СССР, был свой флаг, представлявший собой компиляцию флага ВМФ в уменьшенном виде на зеленом поле. Сейчас, после принятия единого образца, разнообразия стало меньше, но появились неофициальные символы, созданные фантазией военнослужащих, и оттого, наверно, еще более ими любимые и почитаемые. Один из них — флаг морской пехоты. В сущности это то же самое Андреевское белое с синим крестом полотно, но оно дополнено нашивкой этого рода войск (золотым якорем в черном кругу), надписью «Морская пехота» и девизом «Там, где мы, там – победа!».
Морская пехота была создана в России раньше, чем во многих других странах (практически вместе с флотом), и за время своего существования покрыла себя неувядаемой славой. В 1669 году первым ее подразделением стала команда «Орла», а в 1705-м был сформирован первый морской солдатский полк. Было это 27 ноября, и с тех пор этот день стал праздноваться всеми морпехами. Воевали они не только в качестве морских десантников, участвовали и в сухопутных операциях, и во время наполеоновского нашествия, и в других войнах (Крымской, русско-турецких, Первой мировой, Великой Отечественной). В вооруженных конфликтах последних десятилетий им тоже довелось сражаться, и враг знал, что если поднят флаг морской пехоты, то обстоятельства для него складываются весьма неблагоприятно и лучше всего ему отступить.
После долгого перерыва в феврале 2012 года геральдическая флотская справедливость была восстановлена. Из рук Президента РФ В. В. Путина Главком ВМФ адмирал Куроедов получил обновленный военно-морской флаг России. Теперь он реет над всеми океанами.