Флаги морские

История

Своды сигналов для мореплавателей стали издаваться с начала XIX века.

Первый Международный свод сигналов был составлен в 1855 году комитетом, учрежденным министерством торговли Великобритании. В этом своде насчитывалось 70 тысяч сигналов, 18 флагов и использовалось общепринятые и международные сигналы. Он был издан в  г. Этот свод применялся большинством морских государств.

Первое издание свода было пересмотрено в 1887 году
новым комитетом, созданным министерством торговли Великобритании. Новые предложения комитета были обсуждены представителями основных морских держав. По результатам этого обсуждения в свод были внесены значительные изменения, после чего он был издан в  г.

Международная конференция по радиотелеграфной связи, проходившая в Вашингтоне в 1927 г., рассмотрела предложения о новом пересмотре свода и вынесла решение о подготовке его проекта на семи языках. Новое издание было подготовлено к 1930 г. и принято Международной конференцией по радиотелеграфной связи, состоявшейся в Мадриде в 1932 г. Этот свод состоял из двух томов: первый — для использования при сигнализации визуальными способами связи, а второй — для радиотелеграфной связи. Свод предназначался главным образом для связи между судами и самолетами и для связи судов или самолетов с береговыми властями через береговые радиостанции. Определенная часть сигналов предназначалась для связи с судовладельцами, агентами, ремонтными мастерскими и т. д.
На той же конференции ( г.) был создан постоянный комитет по Международному своду сигналов, предназначенный для пересмотра и изменения свода в случае необходимости, а также для того, чтобы давать разъяснения по вопросам использования свода и рассматривать предложения по его модификации. Обязанности секретариата постоянного комитета были взяты на себя правительством Великобритании. Постоянный комитет собрался только один раз, в  г., внеся при этом некоторые поправки.

В  г. Административная радиоконференция Международного союза электросвязи предложила передать Международный свод сигналов в компетенцию Межправительственной морской консультативной организации (ИМКО). В (ИМКО) приняла функции комитета по Международному своду сигналов, и выполняет их по сей день.

История происхождения морских флагов

«Заморские гости», Николай Рерих, 1901, Третьяковская галерея

Большинство флагов первоначально создавались для использования на море и только позднее на суше. Самыми первыми особыми знаками владения и национальной принадлежности судов были эмблемы (позднее гербы), нарисованные на парусах корабля. Той же цели служили гербовые щиты, прикреплённые вдоль планширов. Начиная с XII—XIII веков морские флаги постепенно вводились в употребление, становясь важным средством определения как государственной принадлежности и функции корабля, так и ранга (должности) его командира.

В период Высокого Средневековья все корабли вооружались до определенной степени, поэтому чётких различий между торговыми и военными кораблями ещё не существовало. Для указания своей государственной принадлежности большинство кораблей поднимали флаги портов своей приписки. Среди первых национальных морских флагов, использовавшихся на кораблях Северной Европы, были английский флаг белого цвета с крестом святого Георгия, синий шотландский флаг с крестом святого апостола Андрея Первозванного и датский национальный флаг «даннеброг» (дат. dannebrog). В Средиземноморье одними из первых таких флагов были генуэзский флаг с изображением креста святого Георгия и венецианский флаг со львом святого Марка.

Морские флаги в XVI—первой половине XX века

Юнион-Джек

Основная статья: Флаг Великобритании

В Англии эпохи Елизаветы I (1558—1603 годы) каждый военный корабль имел особый полосатый значок с крестом святого Георгия в крыже. Полосы как правило были горизонтальными; они варьировалось числом (от пяти до одиннадцати) и цветом (красный, белый; зелёный, белый; красный, белый, синий; красный, зелёный, красный, синий и др.).

12 апреля 1606 года английский король Яков I утвердил использование нового флага, ставшего известным под названием Юнион Джека:

С этого времени впредь все наши подданные на этом острове и в королевстве Великобритании и его члены должны носить на своих мачтах красный крест, обычно называемый крестом святого Георгия, и белый крест, обычно называемый крестом святого Андрея, соединёнными вместе, в соответствии с формой, созданной нашими герольдами…

С 1625 года Британский военно-морской флот был разделён на три эскадры, каждой из которых присвоили флаг определённого цвета. Красный флаг предназначался центральной эскадре под командованием адмирала флота; синий — авангарду, которым командовал вице-адмирал, а белый флаг — арьергарду, которым командовал контр-адмирал. От такого разделения отказались в 1864 году, но белый цвет флажного полотнища остался неизменным; синий же цвет стал символом Королевского резерва ВМС, его также могли использовать офицеры запаса, командующие частными судами.

Флаг Св. Георга (Англия)

Флаг Св. Андрея (Шотландия)
Юнион Джек1606 года

Флаг Св. Патрика (Ирландия)
Юнион Джек1801 года

Вплоть до 1634 года Юнион Джек использовался как торговыми, так и военно-морскими судами. Позднее использование флага ограничили только королевскими кораблями или судами, непосредственно служащими королю. Торговые суда вновь стали использовать белый флаг с крестом святого Георгия, а шотландские корабли — флаг с крестом святого апостола Андрея Первозванного. Одновременно в качестве торгового флага стал использоваться красный флаг с крестом святого Георгия в крыже (его использование было легализовано в 1674 году). Указ 1674 года сохранил «флаг и гюйс белые с красным крестом (обычно называемый крестом святого Георгия)», а также повторно предупредил, что использование Юнион Джека торговыми судами являлось нелегальным. Многие торговые капитаны предпочитали использовать «королевский гюйс» вместо торговых флагов для получения дополнительных привилегий (лучшей защиты, освобождения от портовых сборов во Франции и освобождения от использования лоцмана в Голландии).

В 1801 году в связи с официальным объединением Великобритании и Ирландии было образовано новое государство — Соединённое королевство Великобритании и Ирландии. К флагу Великобритании, существовавшему прежде, был добавлен символ Ирландии — флаг Святого Патрика. В таком объединённом виде флаг и дошёл до наших дней.

Андреевский флаг

Основная статья: Андреевский флаг

Одним из самых старых военно-морских флагов является российский флаг, также известный как Андреевский флаг. Он был принят около 1700 года императором Петром I. На белом полотнище Андреевского флага изображён голубой Андреевский крест. Как и в Великобритании, данный символ полагался кораблям кордебаталии, которой командовал адмирал флота; синие и красные флаги с андреевским крестом в белом крыже были приписаны авангарду и арьергарду соответственно.

Другие флаги

Композиция флагов с Юнион Джеком в крыже оказала значительное влияние на военную символику многих других стран Европы. Франция в 1790 году на белое поле гюйса, использовавшегося
во времена монархии, добавила крыж, окрашенный в республиканские цвета. Флаги с подобной композицией в 1815 году учредили Швеция и Сардиния, а в 1844 году на шведском гюйсе (швед. örlogsgösen) появились цвета флагов Швеции и Норвегии. Другой популярной моделью военного флага в XVIII и XIX веках был голландский флаг с горизонтальными полосами.

С 1701 года во флоте Пруссии использовался простой белый флаг с малым гербом и изображением железного креста (чёрного цвета). Испанский морской флаг, принятый в 1785 году, был окрашен в гербовые цвета, на середине полотнища размещался государственный герб.

Сигналы бедствия в XXI веке

К середине XX века, когда вокруг Земли полетели первые спутники и стало возможно обозреть всю поверхность планеты, радиосигнал SOS очевидно устарел.

Спутниковая система обнаружения терпящих бедствие судов (не только морских, но и воздушных), получившая название КОСПАС-SARSAT, заработала в 1982 году. В ее создании принимали участие СССР, США, Франция и Канада. С радиомаяка, размещенного на аварийном объекте, передается сигнал, который ловится спутником (в настоящее время их шесть на низкой орбите и восемь на геостационарной) либо наземной станцией, после чего сообщение о бедствии поступает в координационный центр, где принимают решение о проведении спасательной операции.

Следующая, еще более совершенная система создавалась, чтобы полностью заменить SOS. Ее названием стала аббревиатура GMDSS (ГМССБ — Глобальная морская система связи при бедствии и для обеспечения безопасности). Эта система разрабатывалась и поэтапно внедрялась на протяжении двух десятилетий и к 1999 году была принята повсеместно.

GMDSS — это комплекс, включающий геостационарные спутники систем КОСПАС-SARSAT и Inmarsat, судовые радиостанции с функцией цифрового селективного вызова, способные работать на прием и передачу в автоматическом режиме, радарные транспондеры и аварийные радиомаяки. Помимо своей основной задачи- передачи сведений о терпящем бедствие судне на ближайшие к нему суда (с точностью координат до 200 м) — она сообщает о происшествии береговым спасательным службам и транслирует информацию, необходимую для обеспечения безопасности, в частности штормовые предупреждения и прогнозы погоды.

Морская поверхность Земли в этой системе поделена на четыре зоны: A1 — зона доступности береговых УКВ-радиостанций (40 морских миль = 74 км); A2 — зона доступности береговых СВ-радиостанций (150 морских миль = 278 км); A3 — вся остальная поверхность мирового океана между 70 °C.ш. и 70°ю.ш. в зоне видимости спутников; A4 — район Северного и Южного полюсов, где спутники уже не видят.

Все суда, подпадающие под юрисдикцию Международной конвенции о безопасности человеческой жизни на море (SOLAS), должны иметь оборудование GMDSS, причем его набор зависит от зоны, в которой ходит судно, и обязательно должна обеспечиваться возможность передать сигнал бедствия как минимум двумя различными способами.

Основные сигналы бедствия в море, способы их подачи

Сигналы бедствия на море — световые, звуковые, визуальные, радиотелефонные и радиотелеграфные знаки, означающие, что пославший их корабль (судно) и экипаж подвергаются опасности и нуждаются в помощи. К сигналам бедствия на море относятся: пушечные выстрелы или взрывы с интервалами ок. 1 мин; непрерывный звук аппаратом для подачи сигналов в тумане, красные огни, выбрасываемые ракетами или гранатами; сигнал SOS по азбуке Морзе, передаваемый по радиотелеграфу или др. сигнальной системе; сигналы, передаваемые радиобуями для указания местоположения терпящего бедствие корабля (судна) и др. Сигналы бедствия на море предусмотрены Международной конвенцией 1972 и опубликованы в «Международных правилах предупреждения столкновения судов в море» (МППСС-72, приложение IV); их запрещается применять в иных целях, кроме просьбы о помощи.

Международные сигналы бедствия на судне предусмотрены морской практикой:

SOS — один из основных международных сигналов бедствия на море. По азбуке Морзе SOS передается как 3 точки-3 тире-3 точки с помощью следующих сигнальных средств:

  • · радиотелеграф
  • · клотиковый фонарь;
  • · прожектор.

Сигналы бедствия на судне, передаваемые по радио

Традиционный радиотелеграфный сигнал тревоги на море — это 12 последовательных тире по 4 секунды каждая с интервалом в 1 секунду. Такие международные сигналы бедствия на море передаются на частоте 500 кГц с помощью автоматического передатчика, который устанавливается на суда.

Световые сигналы бедствия на море

  • · горящие красные фальшфейеры;
  • · красные ракеты с парашютом;
  • · ракеты или сигнальные гранаты с отстреливаемыми красными звездами (сериями или поодиночке);
  • · открытое пламя на борту судна (горящий факел, горящая бочка с мазутом и т.д.).

Визуальные сигналы бедствия на судне

В том случае, если существует визуальный контакт с берегом или другим кораблем, можно попробовать оповестить о бедствии с помощью самых простых средств:

  • · флаг международного свода сигналов November Charlie (NC);
  • · квадратный флаг с шаром под или над ним (можно соорудить из подручных средств);
  • · оранжевые дымовые шашки.

В том случае, если никаких технических средств для передачи сигнала бедствия на корабле просто нет, их может заменить медленное поднимание и опускание рук, вытянутых в стороны.

Для того чтобы привлечь внимание с воздуха, можно использовать цветное пятно на воде или полотно оранжевого цвета с квадратом или кругом черного цвета посредине. Такие сигналы также могут быть сооружены из подручных средств

Звуковые сигналы бедствия на корабле

Привлечь внимание помогут и звуковые сигналы бедствия, к которым относят:

  • · пушечные выстрелы или стрельба из огнестрельного оружия с интервалами в 60 секунд;
  • · непрерывный звук устройства, предназначенного для подачи предупреждающих сигналов во время тумана.

Международные сигналы бедствия на море: правила применения

Морской практикой запрещается использовать международные сигналы бедствия на море без крайней необходимости или достижения других целей, кроме просьб о помощи при чрезвычайном происшествии. Также недопустимо предпринимать действия, которые можно расценить как сигналы бедствия на корабле или спутать с ними.

Флажная сигнализация[править | править код]

Военно-морской свод сигналов Союза ССР и России построен по принципам, аналогичным международному своду сигналов.

Полный набор флагов состоит из 59 флагов: 32 флага соответствуют буквам русского алфавита, 10 флагов соответствуют цифрам, 4 флага являются дополнительными и 13 имеют специальное значение.

Буквенные флагиправить | править код

Буква Флаг Значение
ААз «Нет», «Не согласен», «Не разрешаю» (Отрицательный ответ).
ББуки Сняться с якоря. Дать самый полный ход. «ББ»(БукиБуки) — ускорить манёвр.
ВВеди Ваш курс ведёт к опасности.
ГГлаголь Обнаружены корабли противника.
ДДобро «Да», «Согласен», «Разрешаю» (Положительный ответ).
ЕЕсть Действовать самостоятельно или согласно инструкции.
ЖЖивете Дать средний ход.
ЗЗемля Дать задний ход.
ИИже Тревога. Боевая готовность.
ЙИ краткое Обнаружил мину.
ККако Выхожу из строя. Не могу управляться.
ЛЛюди Поворачиваю влево.
ММыслете Дать малый ход.
ННаш Веду огонь. Гружу боеприпасы. Произвожу действия со взрывчатыми веществами.
ООн Следовать за мной. Прошу разрешения…
ППокой Повернуть вправо.
РРцы Дежурный корабль.
ССлово Стоп машины.
ТТвердо Иметь ход… узлов.
УУхо Терплю бедствие.
ФФерт Отмена.
ХХа Конец учения.
ЦЦепочка Возвратиться к своему соединению.
ЧЧервь Человек за бортом.
ШШапка Дать полный ход.
ЩЩа
ЪТвёрдый знак
ЫЕры
ЬМягкий знак
ЭЭ оборотное
ЮЮла
ЯЯко Дать самый малый ход.

Флаг «Рцы» использовался в значении «дежурный корабль».

Цифровые флагиправить | править код

Цифра Флаг
0Ноль
1Один
2Два
3Три
4Четыре
5Пять
6Шесть
7Семь
8Восемь
9Девять

Флаг «1» означает «у меня за бортом водолаз».

Дополнительные и специальные флаги править | править код

Для передачи сигналов флаги поднимаются на мачтах или реях в последовательности, соответствующей последовательности букв и цифр в передаваемом сообщении. В некоторых случаях передача сигнала осуществляется подъёмом одного сигнального флага — в этом случае флаг обозначал не букву, а приписанную ему стандартную фразу.

Каждый корабль ВМФ имел на борту специальные сигнальные книги (Трёхфлажный свод военно-морских сигналов, Шлюпочная сигнальная книга), с помощью которых можно было расшифровать любое сочетание сигнальных флагов.

Огни

В ночное время каждое парусное судно должно нести огни, их вид зависит от того, идет судно под парусом или включен мотор. Шкиперы парусных судов должны понимать огни других судов, чтобы знать, что делает встречное. Ниже описаны основные огни, наличие которых обусловлено правилами.

1. Бортовые огни: правый борт — зеленый; левый борт — красный. Корма — белый. Топовый огонь (используется только при включенном моторе) — белый свет, направленный вперед от мачты.

На каждой из иллюстраций 2—7 одна и та же ситуация показана сбоку и сверху.

2. Маленькие лодки (меньше 7 м), развивающие скорость менее 7 узлов, могут нести один белый огонь кругового освещения.

3. Маленькие лодки при включенном моторе: бортовые, кормовой и топовый огни.

4. Лодки от 7 до 20 м длиной под парусом: кормовой и бортовые огни.

5. Лодки от 7 до 20 м длиной при включенном моторе: бортовые, кормовой и топовый огни. (Бортовые огни можно объединять или разделять.)

6. Лодки длиной 7—20 м под парусом могут устанавливать один трехцветный фонарь на топе мачты.

7. Яхты менее 12 м в длину при включенном моторе: бортовые огни и огонь кругового освещения на топе мачты (или бортовые, топовый и кормовой огни).

8. Моторные суда (длина более 50 м).

9. Лоцманские суда: белый огонь над красным.

10. Мощные суда в пути несут кормовой и бортовые огни, плюс два белых на мачте, передний ниже заднего.

11. Суда до 50 м длиной, стоящие на якоре, должны включать белый огонь кругового освещения. Во многих районах это правило распространяется на все суда, стоящие на якоре.

Сигнальные флаги

Теперь сигнальные флаги уже не используются для передачи длинных сообщений, но тем не менее они играют важную роль в обеспечении связи. Например, флаг А указывает, что под воду спустился ныряльщик; желтый флаг Q, которым сигналят с краспицы по правому борту при входе в первый раз в гавань, указывает, что на борту все здоровы, это просьба к портовой службе здравоохранения выдать разрешение на заход в порт.

Следующие сигналы соответствуют Международному своду сигналов:

А (Альфа) Ныряльщик под водой; держись в стороне и проходи на малой скорости. Р (Папа) Собираюсь выйти в море.
В (Браво) Погрузка, разгрузка, перевозка опасных грузов. Q (Квебек) На судне все здоровы, прошу разрешения подойти к берегу.
С (Чарли) Да; подтверждение предыдущего сигнала. R (Ромео) Отдельная буква R не имеет конкретного значения, см. IRPCS.
D (Дельта) Держись в стороне; я с трудом провожу маневр. S (Сьерра) Двигаюсь задним ходом при включенном моторе.
Е (Эхо) Изменяю курс, поворачиваю вправо. Т (Танго) Держись в стороне; ловлю рыбу тралом.
F (Фокстрот) Свяжись со мной. U (Юниформ) Идешь навстречу опасности.
G (Гольф) Мне нужен лоцман. (На рыболовном судне это означает: я вытягиваю сеть.) V (Виктор) Требуется помощь.
Н (Отель) Лоцман у меня на борту. W (Виски) Требуется медицинская помощь.
I (Индия) Изменяю курс, поворачиваю влево. X (Икс-рэй) Прекрати выполнять свои эволюции, следи за моими сигналами.
J (Джульетта) Пожар. На борту опасный груз, держись на расстоянии. Y (Янки) Якорь не держит.
К (Кило) Хочу связаться с тобой. Z (Зулу) Мне нужен буксир. (На рыболовном судне: я забрасываю сеть.)
L (Лима) Немедленно останови судно. FS Первая замена.
М (Майк) Мое судно остановлено и не движется. SS Вторая замена.
N (Новембер) Нет (отрицание предыдущего сигнала). TS Третья замена.
О (Оскар) Человек за бортом. АР + CF (Ответный вымпел и сигнальный флаг.) Таким образом показывают, что используется Международный свод сигналов, а также подтверждают сообщение.
От 0 до 9 Цифры.

Фигуры

Фигуры предназначены для указания того, что судно собирается делать или делает, большинство их относится к торговым судам, и только некоторые применимы к яхтам. Единственная фигура, обычно используемая маленькими судами, — это черный шар, вывешиваемый впереди для указания, что судно стоит на якоре, хотя, строго говоря, судно под парусом при включенном двигателе должно вывешивать перевернутый конус.

Судно стоит на якоре (вверху); судно под парусом, двигатель включен (в середине);
судно ловит рыбу или тралит (внизу).

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

Вымпелы

Год Наименование Примечание
21.07.1992 — 29.12.2000 Вымпел военных кораблей Пропорция 1:30 (для кораблей)
21.07.1992 — 29.12.2000 Вымпел военных кораблей Пропорция 1:12 (для катеров)
29.12.2000 — Вымпел военных кораблей Пропорция 1:30 (для кораблей)
29.12.2000 — Вымпел военных кораблей Пропорция 1:12 (для катеров)
21.07.1992 — 29.12.2000 Вымпел кораблей (катеров) внутренних войск Пропорция 1:12
29.12.2000 — Вымпел кораблей (катеров) внутренних войск Пропорция 1:12
21.05.1993 — 01.09.2008 Вымпел кораблей, катеров и судов Пограничных войск Российской Федерации Пропорция 1:30 (для кораблей)
21.05.1993 — 01.09.2008 Вымпел кораблей, катеров и судов Пограничных войск Российской Федерации Пропорция 1:12 (для катеров)
01.09.2008 — Вымпел кораблей, катеров и судов пограничных органов Пропорция 1:20 (для кораблей)
01.09.2008 — Вымпел кораблей, катеров и судов пограничных органов Пропорция 1:12 (для катеров)
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector