Флаг георгиевского района
Содержание:
- Перенос знамени
- Как был учрежден
- Причины отсутствия флага на параде
- Обоснование символики
- Примечания
- «Память Азова»
- Интересные факты
- Чей образ чеканили на монетах Руси
- В советский период
- Школы иконописи
- Святой Георгий на государственных символах России
- Хранитель земель русских
- Описание
- Покровитель земледельцев и скотоводов
- Российские корни «византийского святого»
- Образ Георгия на монетах Российской империи
- История награды
- Георгиевский флаг корабля «Азов»
- Храмы, возведённые в честь Георгия Победоносца
Перенос знамени
Если кто-то из читателей помнит текст в учебниках по истории, то поправит нас, уточнив, что красный флаг Победы был закреплен на куполе здания. Его было видно из любой точки Берлина, чего и стремились добиться бойцы. Да, именно так все и было. Однако на купол символ великой победы попал только второго мая. То есть на следующий день после водружения на крышу.
Дело в том, что по распоряжению Сталина знамя должно было быть закреплено не просто в каком-либо месте Рейхстага, а в его самой высокой точке. Поэтому крыша здания категорически не подходила.
Утром второго мая бойцы, установившие флаг, были собраны своим командиром и перед ними поставили новую задачу – перенести полотнище на купол. Несмотря на то что основные бои были закончены, советские солдаты рисковали пасть от пуль снайперов, которые прятались в полуразрушенных строениях Берлина. Егоров, Кантария и Берест понимали, что они могут попасть под обстрел, но даже не сомневались перед тем, как направиться к Рейхстагу.
Очевидцы этих событий рассказывали, что солдат так долго не было видно на крыше здания, что они уже считались погибшими. Однако после томительных минут ожидания все были вознаграждены силуэтами быстро передвигающихся ребят. У купола они представляли собой отличные мишени, поэтому старались все время двигаться. В таком напряжении они провели несколько минут и затем скрылись в черной глубине здания. А флаг Победы над Рейхстагом остался гордо реять, оповещая всех вокруг о титанических усилиях Красной Армии в целом и каждого бойца в отдельности.
Как был учрежден
История возникновения Георгиевского флага берет свое начало в 1813 году, когда в середине лета на подступах к немецкому городу Кульм отряд А. Остермана-Толстого спас армию союзников. В его состав входил гвардейский морской экипаж, являющийся единственной морской частью гвардии в Российской империи.
Воины преградили путь солдатам французского маршала Вандама и одержали победу. За этот подвиг матросов и флотских офицеров, находившихся под командованием графа А. И. Остермана-Толстого, наградили Георгиевским знаменем. Однако это не отразилось на флагах судов, приписанных к героическому гвардейскому экипажу. Исправил эту ситуацию император Александр Первый. В 1819 году он издал указ, в котором повелел в память о победе в баталии при Кульме присвоить судам гвардейского экипажа Георгиевский вымпел. Кроме того, его должностные лица (адмирал, контр-адмирал и пр.) получали знаки отличия с такой же символикой.
Причины отсутствия флага на параде
До сих пор многие считают, что флаг Победы присутствовал на параде и несли его Егоров и Кантария. Однако на самом деле этого не было.
Перечисленные бойцы должны были сопровождать флаг, а нести его честь выпала молодому знаменосцу. Парень, которому в конце войны едва исполнилось двадцать два года, имел множество ранений. Часть из них была в ноги, и он передвигался с большим трудом. К тому же прибыв в столицу за пару дней до торжества, ребята просто не имели возможности отрепетировать свой проход по Красной площади. В итоге, увидев кривой строй и семенящего знаменосца, Жуков запретил выносить символ Победы и отправил его в музей.
Обоснование символики
На территории муниципального округа «Георгиевский» расположен храм, возведённый во имя покровителя русских воинов святого великомученика Георгия Победоносца. 17 декабря 2003 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир освятил новопостроенную церковь. Здание расположено в Купчино на углу проспекта Славы и Бухарестской улицы, в парке Интернационалистов с мемориалом всем павшим за Отечество.
Строительство церкви началось в 1997 году и велось на частные пожертвования. Проект выполнили архитекторы И. Солодовников и И. Куминов при участии инженера К. Торшина. В стены храма укладывались кирпичи с выгравированными именами жертвователей. Храм был заложен в 1996 году. В 1998 году был освящен мемориальный комплекс воинам, павшим в Афганистане, который является частью храмового комплекса святого великомученика Георгия Победоносца. В феврале 2003 года игумения Горненского монастыря привезла в Санкт-Петербург и пожертвовала храму частицу мощей святого великомученика Георгия Победоносца. После каждой божественной литургии честные мощи святого выносятся из алтаря для поклонения. Перед святыми мощами еженедельно совершается акафист святому Георгию Победоносцу. Его изображение на флаге также служит напоминанием о названии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа «Георгиевский».
Красный цвет — право, мужество, самоотверженность любовь, храбрость, неустрашимость. Символ труда, жизнеутверждающей силы, праздника, красоты, солнца и тепла.
Синий цвет (лазурь) — честность, верность, безупречность, красота, мир, возвышенные устремления.
Жёлтый цвет (золото) — символ божественного сияния, благодати, прочности, величия, солнечного света. Символизирует также могущество, силу, постоянство, знатность, справедливость, верность.
Белый цвет (серебро) — чистота помыслов, духовность.
Примечания
- Как единый кормовой флаг военного флота Андреевский флаг установлен указом от 12 июля 1865 года (ПСЗ, Собрание II, Т. 40, закон № ; впервые же флаг появился около 1710—1712 годов и утверждён Морским уставом 1720 года
- Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 1992 года № 798
- Федеральный закон от 29 декабря 2000 года № 162-ФЗ «О знамени Вооружённых сил Российской Федерации, знамени Военно-Морского Флота, знамёнах иных видов Вооружённых сил Российской Федерации и знамёнах других войск» (Приложение № 2)
- Описание и рисунки военно-морских флагов и вымпелов Российской Федерации, утверждено Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 1992 г. № 798
- Федеральный закон от 29 декабря 2000 г. № 162-ФЗ «О знамени Вооружённых Сил Российской Федерации, знамени Военно-Морского Флота, знамёнах иных видов Вооружённых Сил Российской Федерации и знамёнах других войск»
- Bartram G. // = Proceedings of The XIX The XIX International Congress of Vexillology. — York, United Kingdom: Fédération internationale des associations vexillologiques, 2001. — P. 167–172.
- Соколов В. А. Флаги Российской Империи и СССР в документах. — М.: МГИУ, 2001—634 с. — С. 29 — ISBN 5-276-00173-1
- (недоступная ссылка). Дата обращения 18 марта 2010.
«Память Азова»
Заслуги двух кораблей, которые получили Георгиевский флаг по приказу Николая Первого, были столь беспримерными, что таких почестей не заслужил ни один корабль. Однако Георгиевские флаги ВМФ переходили по наследству к судам-преемникам, т. е. к «Памяти Азова» и «Памяти Меркурия».
Первый из них был спущен на воду в 1888 году. На его борту совершил свое известное путешествие на Дальний Восток будущий император Николай Второй.
Во время революции 1905 года на «Памяти Азова» произошло восстание матросов против самодержавия. После его подавления крейсер переименовали в «Двину», но вернули прежнее название в конце марта 1917 года. Через несколько месяцев судно «Память Азова» затонуло в результате попадания торпеды, выпущенной с английских катеров.
В декабре 1923 года корабль подняли и разобрали на металл. Так закончилась его история.
Что касается преемников героического брига «Меркурий», то их было несколько:
- парусный корвет, построенный в 1865 году;
- гидрографическое судно;
- крейсер, спущенный на воду в 1883 году;
- бронепалубный крейсер.
Последний не посрамил Георгиевский флаг, доставшийся ему по наследству от брига «Меркурий». Он был спущен на воду в 1902 году и неоднократно переименовывался.
В 1925 году судно, которое на тот момент носило название «Коминтерн», стало съемочной площадкой для киношедевра всех времен и народов, немого фильма «Броненосец Потемкин».
В начале Великой Отечественной войны судно использовали для перевозки раненых, а затем оно участвовало в эвакуации защитников Одессы.
Интересные факты
- Во флоте Российской империи традиционно последними напутственными словами командиров кораблей к своим экипажам перед боем были: «С нами Бог и Андреевский флаг!».
- Под андреевским флагом ходил на фрегате «Геркулес» Уильям Браун — национальный герой Аргентины, отец-основатель аргентинского флота. Его Андреевский флаг хранится в историческом музее Лухана.
- Андреевский флаг присутствовал в основе эмблемы Русской освободительной армии (РОА), существовавшей с по 1945 годы.
- На радио «Эхо Москвы» выходила передача «Под Андреевским флагом». Её ведущим был помощник главнокомандующего ВМФ РФ, начальник пресс-службы ВМФ РФ, капитан I ранга Игорь Дыгало.
- В ноябре 2014 года на конкурсе красоты «Миссис Мира» в США, актриса Наталья Николаева впервые представляла Крым и Севастополь, выходя под Андреевским флагом.
Чей образ чеканили на монетах Руси
В дошедших до нас официальных документах XIII-XVII веков всадник на монетах и печатях, который сражается с драконом, трактуется как символ царя или великого князя. Речь в данном случае идёт о Руси. В подтверждение данного тезиса историк Всеволод Карпов приводит информацию о том, что именно в подобном виде изображён на восковой печати, которой была скреплена грамота 1497 г., Иван III, что подтверждается и имеющейся на ней соответствующей надписью. То есть на печатях и деньгах всадник с мечом в XV-XVII веках трактовался как великий князь.
Это объясняет, почему Георгий Победоносец на российских деньгах и печатях зачастую изображён без бороды. Иван IV (Грозный) взошёл на престол в достаточно молодом возрасте и не имел на тот момент бороды, поэтому деньги и печати несли на себе оттиск безбородого Георгия Победоносца. И лишь после возмужания Ивана IV (после его 20-летия) борода вернулась на монеты.
В советский период
Георгиевский флаг официально просуществовал до конца декабря 1917 года. Однако в годы Великой Отечественной войны возникла необходимость поднять боевой дух солдат и командиров. С этой целью были возвращены такие символы русской армии, как офицерские погоны, а также учреждены ордена и медали, названные именами русских полководцев и флотоводцев.
В сентябре 1943 года в Советском Союзе был учрежден орден Славы 3 степеней. У него была традиционная черно-оранжевая георгиевская лента. Ее же использовали для украшения бескозырок матросов гвардейских боевых кораблей ВМФ СССР.
Теперь вы знаете, как выглядел и какую историю имеет кормовой Георгиевский флаг.
Школы иконописи
В иконографии, посвящённой святому Георгию, существуют восточное и западное направления.
У последователей первой школы изображен более духовно Георгий Победоносец. Фото позволяют это увидеть. Как правило, это юноша весьма среднего телосложения, очень часто безбородый, не имеющий на себе шлема и тяжёлых доспехов, с тонким копьём в руках, восседающий на нереалистичном коне (духовная аллегория). Он без видимого физического напряжения пронзает своим копьём столь же нереалистичного, как и его конь (тоже духовная аллегория), змея с лапами и крыльями.
Вторая школа изображает святого более приземлено и реалистично. Это в первую очередь воин. Мужчина с развитой мускулатурой, в полном боевом снаряжении, в шлеме и доспехах, с толстым копьём на могучем и вполне реалистичном коне, с прописанным физическим усилием пронзает своим тяжёлым копьём почти реалистического змея с лапами и крыльями.
Обрести веру в победу в годы тяжёлых испытаний и неприятельских нашествий помогает людям молитва Георгию Победоносцу, в которой они просят святого об охранении жизни ратных людей на поле битвы, о покровительстве и защите в делах ратных, о защите государства российского.
Святой Георгий на государственных символах России
Практически до XV века этот образ, безо всяких прибавлений, являл собой герб России, а его изображение выбивалось в Древней Руси на московских монетах. Этот святой великомученик стал считаться на Руси покровителем князей.
После битвы, состоявшейся на Куликовом поле, стало считаться, что Георгий Победоносец — покровитель города Москвы.
Заняв место религии государственной, христианство присваивает святому Георгию Победоносцу, совместно с рядом иных великомучеников из сословия военного (Фёдор Стратилат, Дмитрий Солунский и т. п.), статус небесного покровителя воинства христолюбивого и идеального воина. Благородное происхождение делает этого святого образцом чести для благородного сословия во всех христианских государствах мира: для князей — на Руси, для военной знати – в Византии, для рыцарей – в Европе.
Хранитель земель русских
Неслучайно в русских «духовных стихах», посвящённых Егорию Храброму, тема драконоборчества, особенно популярная в Европе и символизирующая триединую роль Георгия (Г.) как богатыря, проповедника веры истинной и рыцарственного заступника невинности, обречённой на заклание, просто опущена. В этом памятнике письменности Г. оказывается сыном некоей Софьи Премудрой — царицы града Иерусалима, что на Святой Руси, — который 30 лет (вспоминаем Илью Муромца) провёл в темнице «царища Демьянища» (Диоклетиана), затем, избавившись от узилища чудным образом, нес на Русь христианство и в конце пути, в честном ристалище, искореняет басурманство на земле русской.
Описание
«Прямоугольное полотнище с соотношением ширины к длине 2:3, воспроизводящее композицию герба в жёлтом, красном, синем, розовом и белом цветах».
Геральдическое описание герба гласит: «В золотом поле с червлёной (красной) каймой святой великомученик и Победоносец Георгий в виде всадника с червлёными волосами, в серебряных доспехах и червлёном плаще, скачущего на червлёном коне, убранном золотой сбруей, с лазоревым (синим), украшенным золотом седлом; обернувшегося и поражающего серебряным, завершенным восьмиконечным крестом, копьём, которое он держит в правой руке, в пасть лазоревого с червлёной головой и лапами обернувшегося змия».
Покровитель земледельцев и скотоводов
Великомученик Георгий Победоносец почитается во многих странах мира, но на Руси культ этого святого имел особое значение. Георгий позиционируется у нас как покровитель Руси, всего народа. Неслучайно его образ включён в герб государства российского. Его имя носили (и носят) тысячи церквей — и имеющие многолетнюю историю, и вновь возводимые.
Вероятнее всего, в основе подобного почитания лежит языческий древнерусский культ Даждьбога, который до Крещения считался на Руси родоначальником и покровителем русского народа. Святой Георгий Победоносец многие русские древние верования вытеснил. Однако народ приписал ему те черты, которыми ранее наделял Даждьбога и богов плодородия, Ярило и Яровита. Неслучайно даты почитания святого (23.04 и 03.11) практически совпадают с празднованием язычниками начала и завершения сельскохозяйственных работ, которым упомянутые боги всемерно содействовали. Кроме того, принято считать, что Георгий Победоносец является также покровителем и защитником скотоводства.
Очень часто указанного святого в народе именовали Георгием Водоносом, потому что в день, когда Церковь отмечает память данного великомученика, совершались специальные хождения для водосвятия. По укоренившемуся в народе мнению, освящаемая в этот день вода (Юрьева роса) очень благотворно влияла на будущий урожай и на скотину, которую в этот день, именуемый Юрьевым, впервые выгоняли из стойла после долгой зимы на пастбища.
Российские корни «византийского святого»
Большинство историков не могут или не хотят понять, что этот святой не был византийским, а являлся одним из первых появившихся на Руси государственных руководителей, царей-ханов.
В святцах есть упоминание о нём как о святом великом князе Георгии Всеволодовиче, фактическом «дубликате» Георгия Даниловича, которого историки династии Романовых засунули в век XIII, вместе с великим «монгольским» завоеванием.
До XVII века Русь прекрасно знала и хорошо помнила, кем был святой Георгий на самом деле. А потом его просто выбросили, как и память о первых русских царях, заменив это «византийским святым». Отсюда и начинаются кучи нестыковок в нашей истории, которые легко устраняются, стоит лишь вернуться к истории настоящей.
Образ Георгия на монетах Российской империи
На монетах изображение всадника, пронзающего змия, появляется практически сразу после мученической кончины святого. Первые известные сегодня деньги с подобными изображениями относятся к периоду царствования Константина Великого (306-337 года).
Тот же сюжет можно видеть на монетах, относящихся ко времени царствования Констанция II (337-361 годы).
На русских монетах изображение аналогичного всадника появляется в конце XIII века. Так как воин, изображённый на них, был вооружён копьём, то по существовавшей тогда классификации он считался копейщиком. Поэтому очень скоро в разговорной речи подобные монеты стали именоваться копейками.
Когда у вас в руках мелкая российская монета, Георгий Победоносец обязательно будет изображён на её реверсе. Так было в Российской империи, так есть в современной России.
Например, рассмотрим введённую в обращение в 1757 году Елизаветой I двухкопеечную монету. На её аверсе изображён святой великомученик Георгий Победоносец без мантии, но в полном вооружении, поражающий своим копьём змия. Монета выпускалась в двух вариантах. На первом надпись «две копейки» шла по кругу над образом святого. Во втором её перенесли на ленту вниз монеты.
В этот же период монетные дворы выпускали монеты в 1 копейку, деньгу и полушку, на которых также был образ святого.
История награды
Георгиевский знаменный флаг – был присужден экипажам Черноморского флота «За оборону Севастополя с 13 сентября 1854 года по 27 августа 1855 года»
Коллективные отличия в Русском императорском флоте
-
Основная статья: Наградные знаки отличия кораблей
В Русском императорском флоте корабль и его экипаж, который особенно отличился в бою, мог быть отмечен коллективными наградами. Экипаж мог быть приписан к Морскому Гвардейскому экипажу, получить Георгиевские серебряные рожки. Корабль мог получить Георгиевский вымпел и флаг.
Учреждение Георгиевских знамени, кормового флага и вымпела
Так как в Отечественной войне 1812 года и войне Шестой коалиции русский военный флот практически не принимал участия, в 1813 году, Морской Гвардейский экипаж, в составе Гвардейского корпуса, воевал в составе сухопутных войск. За победу в сражении под Кульмом прусский король Фридрих Вильгельм III наградил всех гвардейцев, который был учреждён 10 марта 1813 года. Российский император Александр I наградил Гвардейский экипаж коллективной наградой — Георгиевским знаменем.
Указ императора Александра I от 5 (17) июня 1819 года:
В память сражения при Кульме, в прошлую Французскую войну, пожаловав за отличие Гвардейскому Экипажу Георгиевское знамя, Повелеваю: сей знак отличия по прилагаемым рисункам поместить во флаге, брейд-вымпеле и вымпеле, и употреблять оные на брейд-стеньгах по чинам вместо обыкновенных на кораблях и прочих судах, также и на шлюпках, которые будут укомплектованы из сего Экипажа. |
5 (17) июня 1819 года для кораблей, комплектовавшихся из матросов и офицеров Гвардейского экипажа, были утверждены Георгиевский флаг адмирала, Георгиевский шлюпочный флаг вице-адмирала, Георгиевский шлюпочный флаг контр-адмирала, Георгиевский вымпел и Георгиевский брейд-вымпел.
Георгиевский знаменный флаг – был присужден экипажам Черноморского флота «За оборону Севастополя с 13 сентября 1854 года по 27 августа 1855 года»
После вручения Георгиевского флага матросы получали право носить георгиевскую ленту на бескозырке. Её пять полос чёрно-оранжевого цвета означали порох и пламя. А после утверждения еще и Знак Гвардейского флотского экипажа.
Император Николай I, за исключительные подвиги, дал право двум кораблям в качестве кормового флага поднимать Андреевский Георгиевский флаг, линейному кораблю «Азов» и бригу «Меркурий».
Данные заслуги были столь высоки, что более ни один император не произвёл подобного награждения. Однако эти флаги переходили по наследству к кораблям-преемникам, названных в честь этих кораблей: «Память Азова» и «Память Меркурия».
Внешний вид
Изображение флага | Описание флага или вымпела |
---|---|
Георгиевский стеньговый флаг адмирала, 05.06.1819 — 16.12.1917 гг. | |
Георгиевский стеньговый флаг вице-адмирала, 16.03.1870 — 16.12.1917 гг. (05.06.1819 — 16.03.1870 гг. — Георгиевский шлюпочный флаг вице-адмирала). | |
Георгиевский стеньговый флаг контр-адмирала, 05.06.1819 — 16.12.1917 гг. (05.06.1819 — 16.03.1870 гг. — Георгиевский шлюпочный флаг контр-адмирала). | |
Георгиевский вымпел 1819 — 1870 гг. | |
Георгиевский вымпел 1870 — 1917 гг. |
Георгиевский флаг корабля «Азов»
Этот 74-пушечный парусный линейный корабль, являющийся флагманом русского флота, отличился в Наваринском сражении, которое состоялось в октябре 1827 года.
В ходе битвы было потоплено 3 вражеских фрегата, сожжен турецкий флагманский корабль «Мухаррем-бей» и выбросился на мель 1 корвет.
В бою судно получило 153 пробоины, в том числе 7 ниже ватерлинии, были перебиты все стеньги, мачты, такелаж и реи, а также прострелены паруса. Среди членов экипажа, численность которого была около 600 человек, потери составили 67 ранеными и 24 — убитыми.
Капитану М. П. Лазареву, командовавшему кораблем «Азов», было присвоено звание контр-адмирала. Он был награжден также орденом Бани, от имени английского короля, орденом Св. Людовика, по приказу французского монарха, а также греческим орденом Св. Спасителя
Сам же корабль «Азов» получил право поднимать Георгиевский флаг.
Храмы, возведённые в честь Георгия Победоносца
Культовые религиозные сооружения, освящение которых прошло в честь этого святого великомученика, возведены во многих странах мира. Безусловно, подавляющее большинство их построено в странах, где официальной религией является христианство. В зависимости от конфессии, написание имени святого может изменяться.
Основными строениями являются церкви, соборы и часовни, возведённые на территории различных стран Европы, Африки и Азии. Наиболее известными из них являются:
1. Храм Church of Saint George. Храм Георгия Победоносца, принадлежащий Иерусалимской ПЦ. Построен в г. Лоре. По легенде, он возведён над гробницей святого.
Новое здание церкви возведено в 1870 году на месте старой базилики с разрешения османских (турецких) властей, контролировавших в то время данную территорию. Здание церкви расположено на одном участке с мечетью Эль-Хидр, поэтому по площади новое строение занимает лишь часть территории бывшей византийской базилики.
В церкви находится саркофаг Святого Георгия.
2. Монастырь Ксенофонта. Десница (часть руки) этого святого великомученика в серебряной раке хранится в монастыре Ксенофонта (Μονή Ξενοφώντος ), находящемся на горе Афон (Греция). Датой основания монастыря считается Х век. Его Соборный храм посвящён Георгию Победоносцу (старое здание – кафоликон — датируется XVI веком, новое – XIX).
3. Свято-Юрьев монастырь. Первые монастыри в честь этого святого были основаны на Руси в XI веке (1030 год) великим князем Ярославом в Новгороде и Киеве. Поскольку святой был более известен в Киевской Руси под именами Юрий и Егорий, то и монастырь основали под одним из этих имён — Свято-Юрьев.
Это один из наиболее древних монастырей на территории нашего государства, которые действуют и в настоящее время. Он имеет статус мужского монастыря РПЦ. Находится рядом с Великим Новгородом на реке Волхов.
Главным храмом монастыря стал Георгиевский собор, к строительству которого приступили в 1119 году. Работы завершились спустя 11 лет и 12.07.1130 собор освятили во имя данного святого.
4. Храм Сан-Джорджио-ин-Велабро. Культовое сооружение Сан-Джорджио-ин-Велабро (итальянская транскрипция названия San Giorgio al Velabro) представляет собой храм, находящийся на территории современного Рима, на бывшем болоте Велабр. По легенде, именно здесь были найдены Ромул и Рем, основатели Рима. Это старейший храм Георгия Победоносца из находящихся на территории Италии. Отсечённая глава и меч, принадлежавшие этому святому, захоронены под главным алтарём, который выполнен из мрамора в стиле косматеско. Работа датирована XII веком.
Святые реликвии находятся в часовне под алтарём. Предусмотрена возможность для поклонения этим реликвиям. До недавнего времени здесь же хранилась ещё одна святыня – личное знамя святого, но его 16.04.1966 подарили римскому муниципалитету, и теперь оно хранится в Капитолийских музеях.
5. Часовня-реликварий Сент-Шапель. Часть мощей Георгия Победоносца хранится в Сент-Шапеле (французская транскрипция названия Sainte Chapelle), готической часовне-реликварии, находящейся в Париже. Реликвия сохранена королём Франции Людовиком Святым.