Герб серпуховского района

История

История Серпухова начинается в средние века. Датой основания считается 1339-й год. XV век ознаменовался разрушением территории войсками Орды и литовского княжества

В XVI столетии населённый пункт имел важное административное, экономическое, хозяйственное значение. В нём развивались ремёсла, торговля

Строились каменные крепости для защиты рубежей.

Смутное время сопровождалось упадком во многих сферах, происходили бунты. В 1708 году Серпухов вошёл в состав Московской губернии. В нём были открыты текстильные, пищевые мануфактуры. Во второй половине XIX века здесь наблюдался стремительный промышленный рост.

В период Второй мировой войны в окрестностях велись ожесточённые бои, которые привели к существенным разрушениям. После её завершения промышленность была возрождена, начался рост численности населения. В составе РФ налажены тесные деловые связи с Москвой.

Экскурсии Серпухова

Первое знакомство с городом лучше начать с обзорной экскурсии. Гид расскажет о том, как появился и развивался город Серпухов. Посещение Соборной горы, Кремля и монастырей входит в 4 часа прогулки по центру города. Можно выбрать экскурсию покороче, 2-х часовую, тогда получится посетить не все объекты.

В теплое время года Серпуховский историко-художественный музей предлагает прогуляться «По улице Калужской», именно так называется интересная и необычная экскурсия. Гости города по улице Калужская выйдут к Соборной горе, встречая по пути персонажей разного времени. Экскурсия театрализованная.

Экскурсия на автобусе познакомит путешественников не только с городом, но и с его окрестностями. Загородная усадьба Подмоклово за Окой известна своим Рождественским храмом с удивительной архитектурой.

По пути экскурсовод расскажет о Церкви Знамения Богородицы XVII века. Белокаменная святыня была построена князем Голицыным. Нельзя проехать мимо, не остановившись около нее.

Однодневная экскурсия в Серпухов из Москвы

По дороге в город Серпухов туристическую группу познакомят с  усадьбой «Лопасня – Зачатьевское» в Чехове. Здесь можно будет помотреть красивый старинный парк, захоронения потомков А. С. Пушкина, церковь Зачатия Анны Праведной.

В Серпухове гид проведет туристов по историческому центру, после посещения монастырей, группа заедет в Историко – художественный музей. Любая из всех экскурсий может быть индивидуальной. Нужно предварительно договориться с гидом о времени и месте проведения.

Бесплатные экскурсии

Бесплатные экскурсии проводятся в городе в честь каких-либо городских праздников или событий.  Эти мероприятия чаще всего освещаются в местной прессе и по телевидению, на них нужно предварительно записаться по телефону, позвонив в Серпуховский историко-художественный музей.

Для пенсионеров в рамках программы «Активное долголетие в Подмосковье» проводятся бесплатные экскурсии в городских музеях, записаться на них можно в Доме ветеранов.

Интересные факты о городе

Несмотря на то, что город существует несколько веков, до сих пор нет единого мнения, откуда пошло его название. Версии расходятся. Одни говорят, что от речки, протекавшей рядом с Красной горой, называлась она Серпейка. Другие утверждают, что гору речка  огибала в форме серпа, отсюда и название. Третьи думают, что Серпухов получил свое имя из-за многолетней травы серпухи, которая росла на территории поселений.

Герб Серпухова украшает птица павлин. Почему именно эта птица с роскошным хвостом? На этот счет также мнения рознятся. По одной из них Екатерина II вводила герб для каждого города, узнавая предварительно, чем же населенный пункт отличается от других, что есть в нем особенного. Про Серпухов кто-то из местных жителей ответил, что в одном из монастырей разводят павлинов. Это и послужило появлению павлина на гербе.

По другой версии, ткацкие серпуховские фабрики производят пестрые, яркие ткани, которые ассоциируются с оперением птицы. Есть мнение, что тот, кто придумал герб, говорил о сравнении города с павлиньим глазом, который отличается особой зоркостью. Официальной признана первая версия.

Гимн

1 куплет: Щедра земля родного Подмосковья. Хранится свято в летописи сказ О том, как бил врагов на ратном поле Владимир Храбрый — Серпуховский князь.

Припев: Гора Соборная, Серпейка скромная — Стать горделивая родного края. Мой славный Серпухов, России древний град, Слава тебе святая!

2 куплет: Чредою шли великие столетья. Наш город рос, мужал и расцветал. Врага земли родной достойно встретил, Москву-столицу с честью отстоял.

3 куплет: Колокола звонят из поднебесья, Благословляя добрые дела, И нет на всей земле роднее места — Наш славный Серпухов, храни Господь тебя!

Припев: 2 раза.

Слова и музыка Е. Кочетковой.

Бестиарий Иоанна Грозного

В Россию городская геральдика пришла довольно поздно – при Петре I. До этого роль гербов выполняли печати, украшенные эмблемами. В 1570-ых годах появилась печать Иоанна IV, на которой можно увидеть 24 эмблемы — по 12 с каждой стороны -княжеств, земель, городов, составляющих Московское царство. Интересно, что львиную долю символов составляет изображения животных, птиц, рыб. Другую часть – оружие: луки, мечи, сабли.

Ученые утверждают, что большая часть эмблем не содержала никакого идентификационного кода мест, земель, которые они символизировали, а была плодом воображения придворных изографов. Те же руководствовались ни столько «гениями мест», сколько Псалтырью и популярными тогда на Руси «Физиологом». Таким образом Нижний Новгород стал символизировать олень, Псков – барс (или рысь), Казань – василиск (дракон), Тверь – медведь, Ростов – птица, Ярославль – рыбы, Астрахань – собака, Вятские земли – лук и т.д.

Едва ли тогда кто-то всерьез задумывался о глубинном символизме городов. Главную символическую нагрузку на печати Иоанна IV несли расположенные в центре двуглавый орел со святым Георгием – с одной стороны, и Единорог (личная эмблема Грозного) – с другой. Вся же окружность, периферия, играла на печати государя роль этакой массовки, в задачи которой входило ни столько правильная идентификация места, сколько показать могущество царя.

По трагическому стечению обстоятельств печать Грозного стала своего рода программой на будущее – Москва все, периферия – ничто.

Это совсем не значит, что у территорий, представленных на печати, не было своих родовых, аутентичных, символов. Были, и некоторые из этих символов насчитывали столетия. Однако в системе координат Иоанна они, конечно, не могли найти своего места. Так, Грозный самолично придумал печать Великого Новгорода, которая легла в основу его будущего «медвежьего» герба, проигнорировав существовании на протяжении столетий аутентичных новгородских символов на печатях (Спаса Вседержителя, Андрея Первозванного, всадника, льва). Главная причина заключалась в том, что поместная аутентичность противоречила политике централизации Московского царства.

Что мы имеем?

Несколько столетий экспериментов в геральдике русских городов закончилась ничем. Так, древние русские города, имеющие многовековые традиции, с легкой руки центральной власти обзавелись пустыми бессодержательными символами и погрузились в депрессию. Герб, призванный объединять горожан в единую общность, отражать сущность, характер города, так и остался в мечтах.

Нужно признать, что вся многовековая работа в области геральдики русских городов делалась на коленке. Все истинные символы древнерусских земель были проигнорированы еще при создании печати Иоанна IV. А в «Царском Титулярнике» московское надуманное герботворчество, когда столичные дьяки придумывали красивые эмблемы для «остальное мира», было введено в систему. Роковую роль сыграло увлечение московской элиты «последними западными трендами».

Так, «Титулярник» был создан по приказу главы Посольского приказа боярином Артамоном Матвеевым, который, как известно, был одним из первых западников в русской истории

Важно знать, что книга создавалась не как официальный гербовник, а как сувенирное издание, которое показывали высоким заморским гостям. Дескать, смотрите, мы не хуже вас, мы тоже продвинутые, в тренде

Беда в том, что последующие герботворцы стали использовать этот сувенир в качестве основного источника по русской геральдике, коим он ни на секунду не являлся, как, впрочем, и печать Иоанна IV.

При последующих государях положение только усугубилось, знаки все дальше уходили от означаемого, исконные символы потеряли всякую надежду быть обнаруженными придворными герольдмейстерами. Настоящим роком стало и то, что ключевые роли в создание гербов русских сыграли совсем нерусские люди, «неместные художники» – Миних, Санти, Бекенштейн, Кёне, фон Энден (этому креативщику принадлежит чудовищная идея делить гербы уездных городов пополам – сверху наместническая эмблема, снизу городская).

Герб

Герб Серпухова представлен в виде французского щита с соотношением ширины к высоте – 8:9. Он восходит к исторической версии. В красном поле на серебряном холме стоит золотой павлин. Птица имеет червлёные глаза и зелёные блёстки на перьях распущенного хвоста.

Фон символизирует богатство, любовь, мужество. Драгоценный металл воплощает совершенство, благородство, мудрость, прочность, силу. В вольной части расположен герб Московской области – Георгий Победоносец верхом на коне, поражающий копьём змея.

Художественная композиция внесена в Государственный геральдический регистр РФ под № 564. Принята решением Совета депутатов муниципального образования «г. Серпухов» №136/25 от 6 октября 1999 года.

Информация о городе

Серпухов является административным центром одноимённого района Московской области. Находится на западе Российской Федерации. Расположен на реке Наре. Экономика представлена предприятиями обрабатывающей, машиностроительной, пищевой промышленности. Функционируют компании сферы услуг, торговли.

Близ населённого пункта проходят трассы федерального значения: М2 «Крым», А108 «Московское Большое Кольцо», М4 «Дон» и М3 «Украина». Имеется железнодорожное сообщение. Работают ВУЗы и их филиалы, профессиональные, средне-специальные учебные заведения. Функционируют культурные учреждения.

Классификация

В прежних классификациях семейства фазановых павлинов выводили в отдельное подсемейство павлиновых (лат. Pavoninae) — вместе с родами моналов (лат. Lophophorus), трагопанов (лат. Tragopan) и аргусов (лат. Argusianus).

Различают два вида павлинов, относящихся к роду Pavo:

  • Обыкновенный, или индийский (P. cristatus Linnaeus, 1758)
  • Зелёный (P. muticus Linnaeus, 1766)

Черноплечий павлин — форма обыкновенного павлина

До второй половины XIX века черноплечий павлин выделялся в самостоятельный вид — лат. Р. nigripennis. Однако, согласно Дарвину, он является результатом мутации окраски обыкновенного павлина, возникшей в процессе доместикации, и в диком состоянии нигде не найден.

В Африке водится другой род павлинов — Afropavo . Изначально монотипический род африканских павлинов считали родственным роду азиатских павлинов Pavo. Однако Afropavo обнаруживет значительные отличия от Pavo в морфологии (относительно слабый половой диморфизм, отсутствие примечательного шлейфа или специализированных перьев, содержащих глазки, у самца) и репродуктивном поведении.

Распространение Afropavo на значительном удалении от Pavo и других фазанов, обитающих в Юго-Восточной Азии, также представляет собой биогеографическую загадку.

Искусство и символика

Павлины запечатлены во многих произведениях искусства Востока и Запада, в официальной и коммерческой символике. Павлином (лат. Pavo) названо созвездие Южного полушария.

Малак Тавус, верховное существо в религии езидов, изображается в виде павлина.

Бирманский подвид яванского павлина (Pavo muticus spicifer) является национальным символом Мьянмы (с 1940 года), а обыкновенный павлин (P. cristatus) — национальным символом Индии и Ирана (в последнем случае неофициально). Маюра (павлин) в индуизме считается священой птицей.

Начиная с 1956 года американская телекомпания NBC использовала четыре вариации стилизованного изображения павлина в качестве логотипа.

Вынос святых

Русская традиция всегда была тесно связана с Православием. Отношение русского человека к изображению было сформировано на основе почитания икон. Иными словами русский человек ждал от изображении покровительства, нежели желал, подобно европейскому человеку, самовыразиться через картинку. Вот почему большинство печатей древних русских земель изображали святых, которые считались покровителями. Вот почему на допетровских боевых знаменах мы видим Спаса Вседержителя, Богородицу и Михаила Архангела. Увлечение Западом русской элиты буквально вынесла святых покровителей из повседневной жизни, заменив их на надуманные, бессодержательные неодушевленные предметы и зверей.

Почему это важно?

В скандинавских сагах Русскую земля называли Гардарики, то есть «страной городов». Это указывает на развитость городской традиции на Руси. После многовековой политики централизации, которую проводили сначала Московия, а затем имперский Санкт-Петербург Гардарики превратились из страны городов, в страну деревень, посадов, поселков. Русская городская традиция была уничтожена. Плоды этой политики мы пожинаем и сейчас, когда Москва, как черная дыра, засасывает в себя лучшие человеческие ресурсы с периферии, обескровливая русские города.

Символ города играет чрезвычайно важную роль в установлении прочной связи между городом и горожаниным. Городская эмблема является связующим компонентом между личностью жителя и городской общностью, и чем сильнее и содержательнее символ, тем связь человека с городом прочнее.

Кроме того, для нас, русских, герб родного города должен ни столько указывать на его особенности, сколько выражать высокое покровительство горожанам. В этой связи чуждый бог Нептун должен уйти с герба Великого Устюга, уступив место блаженному Прокопию Устюжскому. Именно этот святой, по преданию, спас в 1290 году жителей города от страшного стихийного бедствия.

Может быть, когда истинные покровители возвратятся на гербы русских городов, их жители перестанут искать сомнительное покровительство в Москве.

Геральдическая лихорадка

Следующий геральдический бум в России пришелся на время правления Екатерины II. Это было связано с реформой местного управления 1775 года. За десятилетие было создано несколько сотен гербов русских городов. Многие из них, если не большинство, имели абсолютно надуманный характер, являясь плодом вкусовщины провинциальных городских чиновников и плохого знания герольдами истории городов. Так, на свет появились гербы городов Великие Луки (три лука), Сумы (три сумки) и т.д.

На этот момент приходиться и рождение многих «геральдических» мифов: местные чиновники вовлекаются в творческий процесс и начинают сочинять легенды о происхождении гербов. Например, сановники Коломны рассказывали историю, что их город был построен в 1147 году представителем древнего патрицианского римского рода Колонна, поэтому и город так называется, а на гербе его изображен столп.

Но дальше всех пошли ярославцы, которые утверждали, что герб в виде медведя с секирой был придуман самым великим князем Ярославом: «по той причине, что он, шествуя в Ростов по проливу из Которосли в Волгу, нашел на медведя, и онаго с помощью людей своей свиты убил».

В XIX веке власти попытались как-то систематизировать геральдическую лихорадку, поскольку – в порыве творчества — у некоторых городов оказалось аж несколько утвержденных гербов. Пришлось от лишнего отказаться.

После революции отечественную городскую геральдику ждал новый бум гербового творчества, но «клейма территорий», созданные советскими художниками годились разве что для сигнификации кругов ада, нежели для городов, населенными живыми людьми.

После распада СССР начался геральдический ренессанс, который выразился в массовому возвращению городов к «екатерининскому брендингу».

Общая характеристика

Сполдинг — гибрид между обыкновенным и зелёным павлинами

Характерным признаком павлина-самца является сильное развитие верхних кроющих перьев хвоста, в общежитии обыкновенно смешиваемых с рулевыми перьями или хвостом в собственном смысле слова.

Существуют два азиатских вида павлинов, обыкновенный и зелёный.

Хотя ареалы двух азиатских видов (P. cristatus и P. muticus) не перекрываются, гибриды между ними часто возникают в неволе и называются «сполдинг» (англ. ) — по имени Кейт Сполдинг (Keith Spalding), первой скрестившей cristatus и muticus. Потомство от этих скрещиваний полностью фертильное.

Крик индийского павлина

Куда сходить в Серпухове?

В Серпухове есть и другие интересные места, не относящиеся к религиозным достопримечательностям. Если путешествие проходит с детьми, то обязательным к посещению является сказочный поселок Берендеево царство.

Фигуры персонажей из русских народных сказок украшают всю территорию царства. Здесь проводятся мастер-классы по плетению из бересты и шитью, кузнечному делу и гончарному мастерству. Постоянно работают сувенирные лавки, есть даже гостиничный комплекс, в котором можно остановиться на несколько дней.

В восьми километрах от Серпухова есть биосферный заповедник. Там гуляют зубры, бизоны и олени. На территории имеются веревочные маршруты для детей с 4-х лет, где можно попробовать свои силы. Избушка Лешего, спрятанная в заповедном лесу, понравится и детям, и взрослым. На общественном транспорте от Серпухова можно добраться за 40 минут автобусами под номерами 25, 31 и 41.

Деревня Старые Кузьменки приглашает на экскурсию по страусинной ферме. Страусов можно кормить. А после попробовать омлет из больших страусинных яиц в местном кафе.

Генетика

Кариотип: все три вида, включая конголезского павлина (Afropavo congensis), имеют по 76 хромосом (2n). Причём сравнение кариотипов P. cristatus, A. congensis и некоторых других куриных выявило максимальное морфологическое сходство между хромосомами обыкновенного и африканского павлинов.

Молекулярная генетика
  • Депонированные нуклеотидные последовательности в базе данных EntrezNucleotide, GenBank, NCBI, США: (по состоянию на 17 февраля 2015).
  • Депонированные последовательности белков в базе данных EntrezProtein, GenBank, NCBI, США: (по состоянию на 17 февраля 2015).

Бо́льшая часть депонированных последовательностей принадлежит обыкновенному павлину (Pavo cristatus) — генетически наиболее изученному представителю данного рода.

Филогенетика

Секвенирование участков митохондриальной ДНК Afropavo и их сравнение с аналогичными последовательностями Pavo и других курообразных убедительно показали тесное родство африканского и азиатских павлинов и предположительное время дивергенции двух родов в позднем миоцене.

«Хотим павлина!»

Петр I решил систематизировать русский брендбук и ввести в оборот настоящие гербы, созданные по всем правилам европейской геральдики. Интересно, что в основе решения находились армейские цели. Для облегчения снабжения продовольствием армия должна была размещаться по городам и губерниям России. Полки получали названия городов и местностей прописки, а на полковые знамена должны были быть помещены гербы этих территорий.

В 1722 году царь учредил особую герольдмейстерскую контору, которой было поручено сочинение гербов, в том числе и городских. На роль творческого директора был приглашен граф Франциск Санти. Итальянец взялся за дело с неистовым энтузиазмом: во-первых, он «довел до ума» эмблемы из «Титулярника» Алексея Михайловича, а, во-вторых, создал несколько десятков гербов для русских городов «с нуля».

Перед началом творческого процесса Санти отправил местным городским чиновникам анкеты, в которых те должны были рассказать о ключевых особенностях своих городов. Надо отметить, что местные канцелярии отнеслись к «техническому заданию» итальянца без должного энтузиазма: ответы чиновников были весьма локаничны и бессодержательны.

Правда, были и города, которые со всей серьезностью отнеслись к заданию. Например, чиновники Серпухова отрапортавали, что город их славится павлинами, которые живут в одном из местных монастырей. Вскоре заморская птица заняла свое почетное место на гербе города.

Несмотря на всю инертность городских канцелярий Санти все же умудрился нарисовать реестр из 97 гербов (другой вопрос, насколько аутентичны были эти символы?). Вероятно, он мог бы сделать и больше, однако уже в 1727 году Екатерина I, правившая после смерти Петра, отправила графа в Сибирь с обвинением в заговоре.

Куда отправиться вечером?

Многочисленные кафе, караоке-клубы и рестораны открывают по вечерам свои двери для туристов и местных жителей. Отдохнуть и хорошо провести время можно, отправившись в бильярд или боулинг. С девушкой лучше пойти в кино или пригласить ее в кафе-мороженое «Морозко», расположенное на улице Революции, там же можно совместно провести время в кафе «Прожарка».

Подойдет для романтического свидания и аквапарк с горками, водными аттракционами и бассейнами. Сюда можно приехать на целый день. В новогодние праздники в аквапарке проводятся увлекательные программы с аква-елками для взрослых и детей.

Как провести новогодние праздники

31 -го декабря на Соборную гору приглашаются все жители и гости города для встречи Нового года. Праздничная программа начнется в 00:30 и продлится до утра. В течение всех каникул маленьких зрителей ждут на сказках и спектаклях в ДК «России»,  в музыкально-драматическом театре и в парке имени О. Степанова.

4 января всех желающие приглашаются на лыжный кросс  «На призы Деда Мороза», на страусиной ферме в течение всех каникул будет проходить квест «Елка. Страус? Дед Мороз!». Предварительная запись обязательна. Более подробно с афишей предстоящих новогодних праздников можно ознакомиться на официальном сайте города Серпухова.

Где поесть в Серпухове?

Приехав в город Серпухов, хорошим местом для обеда или ужина может стать кафе «Матрена». Оформленный в русском стиле интерьер располагает к спокойному отдыху. Попробовать можно вареники со шкварками или грибочки, завернутые в блинные мешочки. Цены достаточно низкие – 150-250 рублей за порцию.

По этой же улице Чехова можно заглянуть в кафе «Себастия». Вам будут предложены блда армянской кухни, приготовленные на мангале.

Ресторан «Клюква в сахаре» находится в парке Дракино. Большое разнообразие супов как раз подходящих для обеда и очень вкусные хачапури по-аджарски.

В трактире «Русь» можно поужинать по пути от Высоцкого монастыря. Окрошка, кальмары в кляре, шницели, борщ, – все по доступным ценами достаточно вкусное. Обязательно попробуйте пиво, у ресторана есть своя пивоварня.

Заключение

Сегодня мы вспомнили славную историю города Серпухова. Она хранится в старинных зданиях и узких улочках древней части города. Исторические памятники плавно перетекают в современную архитектуру, но в ней не теряются.

К сожалению, сегодня в городе из старых предприятий работает одно: кожевенный завод. Как будто нить, проходившая через века, оборвалась, и нас уже ничего не связывает с тем славным прошлым. И только павлин по-прежнему гордо расправляет хвост. У каждого места есть своя история, давайте вспоминать о ней, чтобы не стать “Иванами не помнящими родства”.

Хотите получать полезную информацию?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector