Почему бело-красно-белый и сколько лет «погоне»? как возникли госсимволы бнр

Новейшее время

В 1918 году «Погоня» стала гербом Литовской Республики и провозглашённой Белорусской Народной Республики. В советское время в Белоруссии и Литве «Погоня» как государственный герб не использовалась. В 1920—1922 годах «Погоня» была элементом герба Срединной Литвы, воспроизводившего герб Речи Посполитой.

В межвоенное время «Погоня» была в гербах Виленского, Подляшского, Полесского воеводств II Речи Посполитой, а также использовалась, наряду с бело-красно-белым флагом, белорусским движением в Западной Белоруссии. Во время Второй мировой войны оба эти символа использовались белорусскими коллаборационистами.

С 1988 «Погоня» стала символом национального движения в Белоруссии и Литве.

Законом, принятым 11 марта 1990 «О названии государства и гербе», восстановлен довоенный герб «Витис».

Постановление Верховного Совета Республики Беларусь от 10 декабря 1991 утвердило «Погоню» гербом Республики Беларусь.

14 мая 1995 года по инициативе Александра Лукашенко в Белоруссии был проведён референдум, на котором в том числе рассматривался и вопрос об установлении новых государственных флага и герба. По вопросу было вынесено положительное решение: «за» проголосовало 75,1 % голосовавших. По результатам референдума «Погоня» была заменена на новый герб, напоминающий герб БССР.

После референдума 1995 года герб стал использоваться в качестве одного из символов оппозиции к президенту Лукашенко. В начале 2000-х годов герб «Погоня» был включён в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.

В Белоруссии «Погоня» присутствует в гербах Витебской (из герба Витебской губернии) и Гомельской областей, ряда городов — Могилёва, Речицы, Верхнедвинска, Лепеля и других. Она есть на эмблемах различных организаций (например, Консервативно-Христианская Партия — БНФ, Общество белорусского языка им. Ф. Скорины, Объединение белорусов мира «Бацькаўшчына»), на нарукавном знаке 2271-й базы инженерных боеприпасов Вооружённых сил и др.

В Польше «Погоня» имеется в гербах Подляшского (Подляского) воеводства, ранее входивших в состав Великого княжества Литовского, и Бяльского повета, города Пулавы.

Вариант «Погони» является гербом российских городов Невеля, Себежа (Псковская область) и Велижа (Смоленская область), некогда входивших в состав Великого княжества Литовского, а также районов, центрами которых они являются.

На Украине «Погоня» присутствует на гербе Житомирской области.

В литературе

Иосиф Бродский

Драконоборческий Егорий,
копье в горниле аллегорий
утратив, сохранил досель
коня и меч, и повсеместно
в Литве преследует он честно
другим не видимую цель.

Кого он, стиснув меч в ладони,
решил настичь? Предмет погони
скрыт за пределами герба.
Кого? Язычника? Гяура?
Не весь ли мир? Тогда не дура
была у Витовта губа.

Литовский дивертисмент (отрывок), 1971

Одноимённое патриотическое стихотворение — «Погоня» — в 1915 году написал белорусский поэт-классик Максим Богданович. Испытывая тревогу за отчизну, лирический герой «видит Острую браму святую и воинов на грозных конях». В стихотворении дважды повторяются строки: «Старинной литовской Погони не разбить, не остановить, не сдержать» (Старадаўняй Літоўскай Пагоні // Не разбіць, не спыніць, не стрымаць). Стихотворение стало очень популярным и неоднократно было положено на музыку.

Гербу «Погоня» посвящено стихотворение Иосифа Бродского «Герб» из цикла «Литовский дивертисмент».

Родовой герб

Герб «»

В качестве родового герба «Погоню» использовали роды, ведшие своё происхождение от Гедимина: Корецкие, Олельковичи, Бельские, Сангушки, Чарторыйские и другие. Позже в гербах Гедиминовичей появились и другие элементы. Кроме того, для отличия в гербах разных родов «Погоня» была различной по форме. Вариант «Погони», известный как (рука с мечом), жаловался великими князьями литовскими некоторым шляхетским родам, происходившим с территории княжества. В конечном итоге сложилось пять видов «Погони»:

  1. в червлёном поле всадник в латах и шлеме на белом коне. В правой руке к него обнаженный меч, а в левой щит с шестиконечным крестом, на коне седло с тремя концами;
  2. такой же всадник, но с копьем, которое он держит, как бы намереваясь бросить его на врага;
  3. нагой всадник на коне без седла и узды держит на воздухе, над головой, обнаженный меч;
  4. в золотом поле выходящая из облаков рука в латах с обнаженным мечом, фигура эта повторяется в нашлемнике («Малая Погоня»);
  5. в червлёном поле рука с мечом, а в нашлемнике до половины выходящий воин, вооруженный также мечом.

«Погоня» входит в состав родовых гербов Гедиминовичей: Корецких, Хованских (I, 1), Голицыных (I, 2), Куракиных (I, 3), Трубецких (II, 1).

Использование

Государственный флаг Литвы

Официальное использование Государственного флага Литвы, флагов других государств и иных флагов регламентирует Закон о Государственном флаге и других флагах (новая редакция 1 сентября . Согласно статье 5 закона, Государственный флаг постоянно поднят на следующих зданиях (либо над ними или перед ними):

  • Сейма Литовской Республики
  • Резиденции Президента
  • Правительства Литовской Республики, министерств и администраций начальников уездов
  • Конституционного суда и других судов
  • Генеральной прокуратуры
  • Банка Литвы
  • Главной избирательной комиссии
  • Башни Гедимина в Вильнюсе
  • советов самоуправлений
  • в пунктах пограничного контроля (в международных аэропортах, морских и речных портах, железнодорожных вокзалах и т. п.)

Государственный флаг вывешивается также на зданиях (поднимается на мачтах и флагштоках) органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также на жилых домах в дни государственных праздников. В День чёрной ленты 23 августа и День геноцида евреев 23 сентября флаги должны быть приспущены и снабжены траурными чёрными лентами.

История

Образ литовского национального флага формировался в —1918 годах с учётом традиций геральдики и литовского народного декоративно-прикладного искусства. Комиссию, выработавшую проект литовского флага, составили учёный и общественный деятель Йонас Басанавичюс, художник Антанас Жмуйдзинавичюс и археолог, краевед, художник Тадас Даугирдас. Й. Басанавичюс предложил использовать цвета, чаще других встречающиеся в литовском народном текстиле. Руководствуясь этим предложением, художник А. Жмуйдзинавичюс подготовил проект с полосами красного и зелёного цветов, чаще других встречающихся в народных тканях. По предложению Т. Даугирдаса была введена полоса жёлтого цвета, символизирующего зарю. Жёлто-зелёно-красный триколор был утверждён Советом Литвы 19 апреля как временный флаг Литвы.

В конституциях и 1928 годов Государственный флаг сочетает жёлтую, зелёную, красную полосы. После присоединения Литвы к Советскому Союзу государственным флагом стало красное полотнище с названием республики, серпом и молотом. В 1953 году был установлен флаг из трёх горизонтально расположенных цветных полос красного цвета (восемь двенадцатых ширины), белого (одна двенадцатая ширины) и зелёного (три двенадцатых ширины полотнища) цветов с золотыми серпом, молотом и пятиконечной звездой.

Жёлто-зелёный-красный триколор в качестве национального флага стал широко публично использоваться летом 1988 года. По инициативе Саюдиса 7 октября 1988 года состоялась церемония водружения национального триколора на башне Гедимина в Вильнюсе. Флаг был заново узаконен и получил официальный статус в качестве флага Литовской ССР 18 ноября 1988 года поправками, внесёнными в Конституцию Литовской ССР Верховным Советом Литовской ССР. 25 января 1989 года Президиум Верховного Совета утвердил его цвета, опирающиеся на образцы флага Литовской Республики периода между Первой и Второй мировыми войнами.

В Вильнюсе на башне Гедимина литовский флаг впервые был поднят 1 января 1919 года небольшой группой добровольцев литовских военных формирований. В память об этом в числе других праздников и памятных дней установлен день Флага Литвы (лит. Lietuvos Vėliavos diena) 1 января.

Герб Великого княжества Литовского

Государственный герб на большой литовской печати последнего Великого князя Литовского Станислава Августа

К 1366 году относится документ с печатью Ольгерда, на которой изображён всадник с мечом. С конца XIV века всадник изображён на фоне геральдического щита — на печатях Ягайлы (1386, 1387) и Витовта (1401). Таким образом герб Великого княжества Литовского возник в результате геральдизации изображения вооружённого всадника с портретных печатей великих князей литовских Ягайло и Витовта.

Изначально гербовое изображение обозначало суверенитет великого князя и имело некоторые различия в элементах: у всадника мог отсутствовать щит, в щите могли быть помещены «колюмны», а мог быть шестиконечный крест, в руках всадника могло быть копьё.

Вариант с шестиконечным крестом на щите изображён на надгробии Ягайлы. Наиболее вероятно, что шестиконечный крест, который со времени Кревской унии (1385) стал личным гербом Ягайло, а затем и династии Ягеллонов, был усвоен Ягайло от его жены Ядвиги. Ядвига была дочерью короля Венгрии Людовика Анжуйского, а шестиконечный крест был одним из геральдических символов Венгерского королевства. Вариант с «колюмнами», бывшими личным гербом князя Витовта, впервые встречается в гербовниках первой половины XV века Armorial Lyncenich и Codex Bergshammar. В них герб подписан Hertogne van lettouwen onde van rusen и Hertogne lettouwen, что говорит о том, что в то время название «Погоня» ещё не было закреплено за гербом. Нет этого названия и у Длугоша, описавшего хоругви Великого княжества Литовского битвы под Грюнвальдом, большинство из которых имели «воина в доспехах, сидящего на белом, иногда чёрном, либо гнедом, либо пегом коне и потрясающего мечом в простертой руке, на красном поле». Устоявшееся название герба ВКЛ присутствует в Разделе 4 Артикула 10 Статута ВКЛ 1566 года: «Тежъ мы Господаръ даемъ подъ гербомъ того панства нашего Великого Князства Литовского, Погонею, печать до кождого повету».

Согласно геральдисту Алексею Шаланде, название «Погоня» закрепилось за гербом лишь в конце XV — первой половине XVI веков в результате переосмысления изображения вооружённого всадника. Так, в 1562 году великий князь Сигизмунд Август приказал чеканить монеты-трояки с «гербом Погоней» на одной стороне. В привилее Ягайлы 1387 года описывается повинность, которая заключалась в обязанности конно преследовать врага не только рыцарями, но и всем населением, способным носить оружие. В латиноязычном документе сказано, что по-народному преследование врага называется pogonia. В этих условиях изображение вооружённого всадника стало символом защиты отчизны от врагов.

Согласно историку Вячеславу Носевичу, название «Погоня» относительно данного герба впервые зафиксировано лишь в гербовнике Бартоша Папроцкого, изданном в 1584 году. Он также ставит под сомнение гипотезу о происхождении названия герба от воинского обычая, указывая на хронологическую разницу между упоминанием повинности и закреплением названия герба в 200 лет.

Литовское название герба, «Витис» (лит. Vytís), было предложено в конце XIX века Микалоюсом Акелайтисом. До этого с XVIII века в литовском языке использовалось название Vaikymas, являющееся дословным переводом с польского слова «погоня». В то время слово «витис» в литовском языке имело два значения, первое — погоня, хлыст (слово третьей группы склонения); второе — конный воин, рыцарь (слово первой группы склонения). В 1920-е годы слово было нормировано как слово первой группы склонения с буквальным значением «рыцарь». По мнению геральдиста Виргиниюса Мисюнаса подобное изменение терминологии было вызвано царившими тогда в литовском обществе антипольскими настроениями.

Белорусско-литовские летописи первой половины XVI века удревняют «Погоню», приписывая её создание легендарному великому князю Наримунту Романовичу, якобы княжившему в середине XIII века: «Наримонт, яко старший будучи в Великом князстве Литовском пановал … Той Наримунт мел герб, або клейнот, рицерства своего таковый, и тым печатовался, Великому князству Литовскому заставил его, а то такий: в гербе муж збройный, на коню белом, в полю червоном, меч голый, як бы кого гонючы держал над головою, и есть оттоля названы погоня».

С 1569 года Великое княжество Литовское входило в состав Речи Посполитой наряду с Короной Польской и другими землями. Поэтому с минимальными стилистическими изменениями «Погоня» была элементом герба Речи Посполитой до её ликвидации в 1795 году.

Родовой и земельный герб

Герб «»

В качестве родового герба «Погоню» использовали роды, ведшие своё происхождение от Гедимина: Корецкие, Олельковичи, Бельские, Сангушки, Чарторыйские и другие. Позже в гербах Гедиминовичей появились и другие элементы. Кроме того, для отличия в гербах разных родов «Погоня» была различной по форме. Вариант «Погони», известный как «Малая Погоня» (рука с мечом), жаловался великими князьями литовскими некоторым шляхетским родам, происходившим с терриитории княжества. В конечном итоге сложилось пять видов «Погони»:

  • в червлёном поле всадник в латах и шлеме на белом коне. В правой руке к него обнаженный меч, а в левой щит с шестиконечным крестом, на коне седло с тремя концами;
  • такой же всадник, но с копьем, которое он держит, как бы намереваясь бросить его на врага;
  • нагой всадник на коне без седла и узды держит на воздухе, над головой, обнаженный меч;
  • в золотом поле выходящая из облаков рука в латах с обнаженным мечом, фигура эта повторяется в нашлемнике («Малая Погоня»);
  • в червлёном поле рука с мечом, а в нашлемнике до половины выходящий воин, вооруженный также мечом.

Разные версии «Погони» стали гербами «коренных» воеводств Великого княжества Литовского — Виленского, Полоцкого, Новогрудского (двойной герб), Витебского, Минского, Берестейского, Подляшского, Мстиславского, а на последнем этапе ВКЛ — и Трокского воеводства. «Малая Погоня» присутствовала в гербах Хелмненского воеводства и Королевской Пруссии.

«Погоня» входит в состав родовых гербов Гедиминовичей: Корецких, Хованских (I, 1), Голицыных (I, 2), Куракиных (I, 3), Трубецких (II, 1).

Символизм

  • Лев Курляндии

    Грифон Ливонии

    Лев красного цвета символизирует то, что Латвия является преемницей Курляндии, символом которой был лев.

  • Грифон серебряного цвета олицетворяет преемственность Латвии перед Ливонией, символом которой был грифон.
  • Восходящее солнце обозначает стремление к светлому будущему.
  • Синий цвет символизирует красоту.
  • Белый (серебряный) цвет олицетворяет чистоту.
  • Красный цвет является символом отваги, чести и доблести.
  • Жёлтый обозначает богатство и солнечный свет.
  • Пятиконечная звезда обозначает единство. С одной стороны трёх наций: латышей, русских, латгальцев, а с другой — трёх исторических областей. 
  • Дубовые листья являются символом крепости, постоянства, нерушимости, доблести.

Родовой герб

Герб «»

В качестве родового герба «Погоню» использовали роды, ведшие своё происхождение от Гедимина: Корецкие, Олельковичи, Бельские, Сангушки, Чарторыйские и другие. Позже в гербах Гедиминовичей появились и другие элементы. Кроме того, для отличия в гербах разных родов «Погоня» была различной по форме. Вариант «Погони», известный как (рука с мечом), жаловался великими князьями литовскими некоторым шляхетским родам, происходившим с территории княжества. В конечном итоге сложилось пять видов «Погони»:

  1. в червлёном поле всадник в латах и шлеме на белом коне. В правой руке к него обнаженный меч, а в левой щит с шестиконечным крестом, на коне седло с тремя концами;
  2. такой же всадник, но с копьем, которое он держит, как бы намереваясь бросить его на врага;
  3. нагой всадник на коне без седла и узды держит на воздухе, над головой, обнаженный меч;
  4. в золотом поле выходящая из облаков рука в латах с обнаженным мечом, фигура эта повторяется в нашлемнике («Малая Погоня»);
  5. в червлёном поле рука с мечом, а в нашлемнике до половины выходящий воин, вооруженный также мечом.

«Погоня» входит в состав родовых гербов Гедиминовичей: Корецких, Хованских (I, 1), Голицыных (I, 2), Куракиных (I, 3), Трубецких (II, 1).

Янов день

Самым значительным латышским традиционным праздником в народе считают Янов день или праздник Лиго. Для латышского народа этот праздник приобрёл глубокий символический смысл и известен за пределами Латвии. Вечер Лиго отмечают 23 июня, а Янов день на следующий день, 24 июня. Праздник совпадает с периодом летнего солнцестояния и его празднуют, соблюдая многие старинные традиции.

Празднование Лиго в основном выражается собиранием трав, цветов, в этот день вьют венки из дубовых листьев и цветов, украшают дикорастущими цветами и растениями дворы, постройки и домашних животных, вечером жгут костры и поют особые песни „лиго”. Ритуальное угощение – это Янов (тминный) сыр и ячменное пиво.

Цветок

Национальным цветков Латвии считается дикорастущая ромашка (Leucanthemum vulgare, ранее также называемая Chrysanthemum leucanthemum). В климатических условиях Латвии обыкновенные или дикорастущие ромашки цветут с июня до сентября. Ромашки – любимые цветы, их часто дарят.

Янтарь

Уже издавна янтарь считали полудрагоценным камнем, характерным для территории восточного побережья Балтийского моря. Сами латыши балтийское море иногда называют „Янтарным морем”, таким образом подчёркивая символическое значение янтаря в истории народа и страны.

В отличие от других драгоценных и полудрагоценных камней, образовавшихся в результате неорганических химических процессов, балтийский янтарь образовался из органических веществ, из окаменевшей смолы хвойных деревьев. Поэтому янтарь перенимает теплоту тела, и его легко обрабатывать.

В далёком прошлом территория Латвии была широко известна как место добычи янтаря. Янтарь с побережья Балтийского моря использовали в качестве сырья в ювелирном искусстве, а также как средство торгового обмена в Древнем Египте, Ассирии, Греции и Римской империи. В некоторых местах его ценили даже выше золота. В старину, и в наши дни янтарь в основном используют как украшение.

С древних времён в Латвии и в других местах мира из него делают амулеты, подвески, пуговицы, ожерелья, а также сложные ювелирные изделия и украшения. Янтарь использовали и до сих пор используют для медицинских целей, так как содержащаяся в нём янтарная кислота считается уникальным биостимулятором.

Насекомое


Национальным насекомым Латвии является двухточечная божья коровка (Adalija bipunctata). Двухточечная божья коровка известна как полезное насекомое, оберегающее растения от вредителей.

По своему характеру это насекомое довольно медлительное, однако оно умеет хорошо защищаться. Благодаря своему внешнему виду и поведению, это насекомое широко известно и любимо в Латвии.

Название этого насекомого на латышском языке – marite – синоним латышского древнего божества Мара, воплощающего земную силу. Двухточечная божья коровка утверждена национальным насекомым Латвии в 1991 году Энтомологическим Обществом Латвии.

Предыдущий герб

Описание

Государственный герб Республики Беларусь «Погоня» является символом суверенитета Республики Беларусь, отражает исторический путь белорусского народа, многовековое существование и развития его государственности.

Государственный герб Республики Беларусь — щит красного цвета с изображением погони белого (серебряного) цвета.

Изображение погони представляет собой вооруженного всадника верхом на коне в движении. В правой руке он держит горизонтально поднятый меч, в левой руке — щит, на белом поле которого шестиконечный золотой крест. С левой стороны у всадника ножны меча, из-под седла свисает трёхконечная попона.

Авторы
Евгений Кулик и Владимир Круковский.
Дата принятия
19.09.1991 г.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector