Крылатый барс

Казанская символика в гербах других городов

Герб Каширы 1778 года.

Казанская геральдическая символика встречается в гербах некоторых других городов.

Герб Каширы

Ещё до первого официального утверждения самого казанского герба, он уже упоминался в описании герба города Каширы от 8 марта 1778 года:

Гербы уездных городов

В 1781 году почти для всех уездных городов Казанского наместничества (кроме самой Казани и Свияжска) герольдмейстером А. А. Волковым были составлены гербы с помещённым в верхней части пересечённых щитов «гербом Казанским». Это гербы Арска, Козьмодемьянска, Лаишева, Мамадыша, Спасска, Тетюш, Царевококшайска, Цивильска, Чебоксар, Чистополя и Ядрина.

В настоящее время лишь некоторые из указанных городов сохранили казанскую символику в своих гербах. Это расположенные ныне: в Татарстане — Болгар (Спасск), Лаишев и Чистополь; в Чувашии — Ядрин.

Использование герба Казани

Памятная десятирублёвая монета 2005 года из цикла «Древние города России».

Герб Казани используется для обозначения города Казани (например, помещается на указателях при въезде на территорию города), украшения фасадов зданий и фасадных вывесок городских органов власти, муниципальных предприятий и организаций. Герб в обязательном порядке помещается в залах и рабочих кабинетах должностных лиц муниципального образования Казань.

Также герб Казани помещается на печатях и бланках документов, на официальных изданиях города.
Он может размещаться на транспортных средствах, находящихся в муниципальной собственности, на форменной одежде городских служащих, на изданиях городских печатных средств массовой информации.

Использование герба Казани

Памятная десятирублёвая монета 2005 года из цикла «Древние города России».

Герб Казани используется для обозначения города Казани (например, помещается на указателях при въезде на территорию города), украшения фасадов зданий и фасадных вывесок городских органов власти, муниципальных предприятий и организаций. Герб в обязательном порядке помещается в залах и рабочих кабинетах должностных лиц муниципального образования Казань.

Также герб Казани помещается на печатях и бланках документов, на официальных изданиях города.
Он может размещаться на транспортных средствах, находящихся в муниципальной собственности, на форменной одежде городских служащих, на изданиях городских печатных средств массовой информации.

Зилант

Существует одна древняя казанская легенда, которая повествует о том, что мифологическое существо Зилант (его частенько называют драконом) жил на горе неподалёку от реки Казанки. Эту гору чуть позже прозвали зилантовой, а она, в свою очередь, дала имя православному монастырю, построенному здесь же в XVI веке. Согласно этой же легенде, сейчас Зилант обитает в озере Кабан и охраняет там ханские богатства.

Первоначально изображение этого мифологического существа, чёрный дракон с короной, с золотыми когтями и клювом, украшало печать казанского хана, затем его перенесли на герб Казанской губернии.

Изображение Зиланта можно увидеть не только на гербе и флаге Казани, но и на гербах других городов Татарской Республики и даже на гербе одного города в Московской области (Каширы).

С некоторых пор дракон стал символом российского профессионального футбольного клуба «Рубин», а два года назад украсил собой логотип Казанского Федерального университета.

Образ Зиланта частенько можно встретить в искусстве: его использовали для оформления сервизов, в качестве декоративных элементов для оформления казанских зданий и даже внутренней отделки станции метро «Кремлёвская».

Зилант, Анастасия Васильева

5. Использование герба Казани

Памятная десятирублёвая монета 2006 года из цикла «Древние города России».

Герб Казани используется для обозначения города Казани (например, помещается на указателях при въезде на территорию города), украшения фасадов зданий и фасадных вывесок городских органов власти, муниципальных предприятий и организаций. Герб в обязательном порядке помещается в залах и рабочих кабинетах должностных лиц муниципального образования Казань.

Также, герб Казани помещается на печатях и бланках документов, на официальных изданиях города. Он может размещаться на транспортных средствах, находящихся в муниципальной собственности, на форменной одежде городских служащих, на изданиях городских печатных средств массовой информации.

Описание

Государственный герб Татарстана представляет собой изображение крылатого барса с круглым щитом на боку, с приподнятой правой передней лапой на фоне диска солнца, помещённого в обрамление из татарского народного орнамента, в основании которого надпись «Татарстан», крылья состоят из семи перьев, розетка на щите состоит из восьми лепестков.

Герб Республики Татарстан выполнен в цветах флага Татарстана; имеет круглую форму.

Центральный образ герба — крылатый барс — в древности божество плодородия, покровитель детей. В гербе Республики Татарстан барс — покровитель граждан республики и её народа. Барс изображён на фоне красного диска солнца. Солнце — в древности главное божество многих народов. Красное солнце на гербе Татарстана означает доброе знамение, успех, счастье, жизнь. На левом боку барса — круглый щит, означающий правовую, экономическую, силовую защищённость граждан Республики Татарстан.

В цветном изображении Государственного герба Республики Татарстан солнце — красного, барс, его крылья и розетка на щите — белого, обрамление — зелёного, щит, орнамент на обрамлении и надпись «Татарстан» — золотистого цвета.

Цветок астры с чётным количеством лепестков символизирует вечный источник жизни, долголетие, пожелание долголетия.

Приподнятая правая передняя лапа барса — это традиционный геральдический жест, подчёркивающий величие верховной власти. Это означает также начало движения (дела) «шагом правой ноги», доброе начало движения Татарстана по пути обновления. Острые зубы и когти барса означают его способность постоять за себя и за тех, кому он покровительствует, кого защищает. Семь перьев крыльев барса символизируют пространство воздействия покровительствующей силы барса — и на земле, и на небесах. Положение хвоста барса означает хорошее настроение, дружелюбие.

Популярный татарский растительный орнамент и цветок тюльпана олицетворяют пробуждение весенней природы и символизируют возрождение Татарстана.

Три золотых круга охватывают герб на трёх уровнях. Они выражают идею единства, бесконечности и высшего совершенства.

Символические значения цветов: золотой цвет — изящество, красота, богатство земли Татарстана; зелёный цвет — зелень весны, возрождение Татарстана; белый цвет — чистота помыслов граждан Татарстана; красный цвет — зрелость, энергия, сила, жизнь, жизнеспособность Татарстана.

Герб Республики Татарстан утверждает такие общечеловеческие, нравственные ценности, как добро, справедливость, благополучие граждан, дружба между народами, мир и прогресс.

Автором идеи изображения крылатого барса в качестве Государственного герба Республики Татарстан является кандидат филологических наук, вице-президент культурного общества имени Марджани Ханзафаров Назым Габдрахманович

Автором Государственного герба Республики Татарстан является художник-монументалист, член Союза художников Татарстана Риф Загреевич Фахрутдинов.

4. Казанская символика в гербах других городов

Герб Каширы 1778 года.

Казанская геральдическая символика встречается в гербах некоторых других городов.

4.1. Герб Каширы

Ещё до первого официального утверждения самого казанского герба, он уже упоминался в описании герба города Каширы от 8 марта 1778 года:

4.2. Гербы уездных городов

В 1781 году почти для всех уездных городов Казанского наместничества (кроме самой Казани и Свияжска) герольдмейстером А. А. Волковым были составлены гербы с помещённым в верхней части пересечённых щитов «гербом Казанским». Это гербы Арска, Козьмодемьянска, Лаишева, Мамадыша, Спасска, Тетюш, Царёвококшайска, Цивильска, Чебоксар, Чистополя и Ядрина.

  • Гербы уездных городов Казанского наместничества 1781 года
  • Герб Арска

  • Герб Лаишева

  • Герб Мамадыша

  • Герб Спасска

  • Герб Тетюш

  • Герб Царёвококшайска

  • Герб Цивильска

  • Герб Чебоксар

  • Герб Чистополя

  • Герб Ядрина

В настоящее время лишь некоторые из указанных городов сохранили казанскую символику в своих гербах. Это расположенные ныне: в Татарстане — Болгар (Спасск), Лаишев, Мамадыш и Чистополь; в Чувашии — Ядрин.

Символ Казани

Памятник Коту Казанскому по улице Баумана был установлен в 2009 году. Объект получился 3 метра в высоту и 2,8 метра в ширину. Композиция выполнена из алюминия. Создал памятник известный в Республике Татарстан скульптор Игорь Башмаков.

Анна Кудрявцева

Символ города получился довольно упитанный. Скульптура передает образ кота, лежащего на кушетке, а на крыше беседки установлена мышь, застывшая в молящейся позе. Памятник был выкрашен в цвет состарившего серебра. Верх беседки вместе с колонами украшают цветное стекло и зеркала.

Рядом с памятником Коту Казанскому, у подножья его кушетки вылит круглый ковер, надпись на котором гласит:

«Кот Казанской: ум астраханской, разум сибирской…»

По легенде, Алабрыс — имя первого Кота Казанского, появившегося в городе. В переводе с татарского означает «великан».

Интересные факты о памятнике:

  • впервые предложение о создании скульптуры в честь Кота Казанского было обнародована в 2005 году на Всероссийской научной конференции Татарстана;
  • создавался памятник на заводе художественного литья в городе Жуковский, Московской области;
  • стоимость памятника обошлась почти в 1 миллион рублей. Деньги были пожертвованы меценатами города Казань;
  • самый первый памятник Коту Казанскому выполнен из камня и установлен рядом с Раифским монастырем;
  • на сегодняшний день «Кот Казанский» является товарным знаком в Татарстане.

С начала установки этого памятника ежегодно в филиале Казанского Государственного музея Эрмитаж проводятся фестивали и выставки, посвященные фольклорной фигуре кота.

Википедия

Места и прочие важности[править]

  • Казанский Кремль. Церемониальная резиденция президента Татарстана (рабочая — в здании Госсовета РТ на Площади Свободы), главная туристическая достопримечательность города. С 2005 года до него можно доехать на метро (станция, собственно, «Кремлёвская»), местонахождение множества музеев. Вход, в отличие от Московского Кремля, свободный.
    • Может также считаться памятником мирного сосуществования религий — тут находятся одна из важнейших мечетей города (Кул Шариф) и кафедральный собор Казанской епархии православной церкви (Петропавловский).
    • Башня последней татарской ханши Сююмбике — по легенде, она сбросилась с неё, чтобы не достаться русским. Но на самом деле это не так — и Сююмбике мирно окончила свои дни в ссылке в рязанском Касимове, и сама эта дозорная башня непонятно когда построена — все архивы управлявшего краем Приказа Казанского дворца сгорели в 1701 году, на планах её отображают впервые в 1718—1719 годах, а сама она в письменных источниках упоминается впервые только в 1777 году.
  • Музей художника Константина Васильева. С 2013 года занял достойное место на улице Баумана (ранее сменил несколько частных помещений). Там собрано около 90 % оригинальных работ художника.
  • Авиастроительный район. Северная окраина города, один из центров российского авиастроения, в том числе и вертолетов.
  • Собственно сам Зиланткон. Это — старейший (проводится постоянно с 1991 года) российский конвент по тематике фэнтези и фантастики. Традиционно проводится на «ноябрьские» праздники и неофициально знаменует закрытие текущего сезона и начало подготовки к следующему. В последние годы Зиланткон испытывает сильную конкуренцию со стороны большого московского конвента — Комкона, но все равно остается крупнейшим российским конвентом. Презентация на нем проекта, претендующего на нечто большее, чем камерная игра «для своих», крайне желательна.
  • Кафе «Сказка», расположенное на улице Баумана (см.ниже). Одно из самых старых кафе в городе и не только — открылось в 1978 году. Для многих иногородних участников Зиланткона ритуальное посещение «Сказки» — важная часть программы конвента, поэтому на «ноябрьские» в нем всегда полно странно одетых людей.
  • Завод «Казаньоргсинтез», крупнейший в России производитель полиэтилена и тот ещё загрязнитель воздуха.
  • Улица Баумана — татарский Арбат, главная пешеходная улица города. На ней расположено много важных достопримечательностей.
  • Театр имени Галиаскара Камала, основателя татарского театра. Примечателен архитектурой и спектаклями на татарском языке.
  • Футбольный стадион «Казань-Арена», домашний стадион ФК «Рубин» и место проведения множества мировых спортивных мероприятий. Место открытия и закрытия Универсиады 2013 года.
  • Озеро Кабан, а точнее, целая система — Верхний Кабан на дальнем юге города, Средний Кабан, Нижний Кабан в самом центре и тупиковая протока Булак, идущая до самого устья Казанки. Некогда Булак был полноценной рекой, но во время появления Куйбышевского водохранилища его сознательно отделили от рек — чтобы избежать затопления города.
  • Из нематериальных достопримечательностей Казани нельзя не вспомнить на всю страну знаменитую татарскую кухню. Кто не ел эчпочмака (пирожок с мясом, картошкой и луком, треугольной формы, от «эч почмак» — собственно, треугольник) и чак-чака (сладость из теста с мёдом), тот в Казани не бывал!
    • Знающие люди ещё советуют элеши из сытной выпечки и губадию и талкыш-калеве из десертов.
    • Ещё баурсак, кош-теле, бэккэн, бэлиш, перемячи, кыстыбый, кыймак и казылык
  • Станислав Говорухин вспоминал, что, когда в 1979 г. в Казани отмечалось рождение миллионного жителя, был грандиозный салют. Но улицы были почти пусты: все смотрели «Место встречи изменить нельзя».

История памятника Коту Казанскому

Историческая фигура Кота Казанского переплетается в фольклоре разных народов. Представители именно этой породы стали героями легенд, преданий и лубок в период XVI–XX века.

Согласно историческим преданиям в средние века на территории Казани проживала особая порода «бойцовых» котов, у которых в крови была заложена ловля мелких грызунов-вредителей. Согласно описанию, это были крупные животные с круглой и большой головой, выпуклым лбом, крепкой шеей, сильными передними и задними лапами, коротким хвостом. Также порода эта характеризовалась длиной и густой шерстью белого или серого цвета, крупными глазами и длинными усами.

Некоторые историки приписывают начало фольклора о коте Алабрысе к легенде об осаде Казанского кремля 1552 года, другие же видят начало появления этой фигуры в преданиях о русско-казанской войне 1530–1531 годов.

В русском творчестве кот фигурирует в таком виде изобразительного искусства как лубок. Популярный лубок XVII века называется «Мыши кота погребают», еще один — «Кот Казанский», который датируется столетием позже.

Википедия

Образ Кота Казанского встречается во многих видах искусства: в народной русской сказке «О сизом орле и мальчике», русский поэт Василий Андреевич Жуковский использовал этого героя в своем рассказе «Как мыши кота хоронили», а чуть позже, в XX веке Михаил Эдишерович Чиаурели снял одноименный мультфильм.

Где встречается[править]

Казань брал, Астрахань брал, Ревель брал… Шпака н-не брал.
— Иван Грозный
  • Горький, ряд рассказов о юности. Особенно стоит выделить «Хозяин», «Коновалов», «Однажды осенью», «Случай из жизни Макара», ну и, конечно, повесть «Мои университеты». Всё в той или иной степени основано на реальных событиях.
  • Василий Гроссман, «Жизнь и судьба». Виктор Штрум живёт в эвакуации в Казани и общается с коллегами. Среди них есть и отнюдь не благостный татарин. «Да, у нас есть государственная опера и оперная государственность».
  • Евгений Евтушенко, поэма «Казанский университет». Присутствует ряд примечательных личностей.
  • Василий Аксёнов, «Ленд-лизовские».
  • «Квант Милосердия». События эпилога картины происходят в… Казани! Правда, снимали ту Казань в Лондоне.
  • «Папины дочки» — хоккеист Емельян Палкин настолько любит Людмилу, что ушёл из НХЛ в «Ак Барс» — из Казани летать до Москвы проще, чем из Канады!
  • Сериал «Неотложка» середины 2000-х. В кадр регулярно попадают то Кремль, то Национальный музей.
  • «Реальная сказка» с Сергеем Безруковым и Леонидом Ярмольником.
  • «Сокровища озера Кабан». С Алексеем «ХЭППИ-ЭНД» Воробьёвым в главной роли. Так себе, но виды города красивые.
  • Аниме «Иназума 11: Печать Ориона», 24 серия.
  • Аквариум, песня «На Её стороне»: «Дело было в Казани, дело кончилось плохо».

История[править | править код]

Древнейшая казанская символикаправить | править код

Большая печать Иоанна IV Васильевича (XVI век). Печать Царства Казанского вверху справа.

Эмблема Казанского царства из царского титулярника 1672 года.

О символике Казани ханского периода достоверных сведений нет.

Известно, что казанская гербовая фигура использовалась для обозначения Казанского царства уже в Большой печати царя Иоанна IV. В указе царя Алексея Михайловича об изготовлении гербового знамени 1666 года приводилось такое её описание:

Однако первые официально утверждаемые гербовидные символы появляются в России только в начале XVIII века, когда армейские полки получают названия в соответствии с местами их дислокации, а на полковых знамёнах появляются гербовидные символы соответствующих территорий. В частности, известны изображения знамён казанского полка и 1730 годов, а также герб на знамени Свияжского полка из так называемого «Знамённого гербовника Миниха» 1730 года.

В 1730 году герб для знамён Казанского пехотного полка был описан так: «в золотом щите, на белом поле чёрный змей с красными крыльями под золотою короною Казанского Царства».

«Для отправления геральдического художества» Петром I в 1724 году в Россию был приглашён геральдист Франц Санти. Ему было поручено составить гербы областей и городов. Казанский герб им был описан следующим образом: «Поле серебряное с драконом или змием чёрным, у которого крылья красные, а коронован златой или жёлтой короною; тот же дракон сидит на зелёном дёрне».

Подобное же изображение «герба Казанского» можно найти в Брюсовом календаре, изданном в 1775 году.

Герб 1781 годаправить | править код

Герб Казанского наместничества с 18 октября 1781 года

18 октября 1781 года для Казанского наместничества императрицей Екатериной II был Высочайше утверждён свой герб. Он был описан следующим образом: «змий чёрный, под короною золотою Казанскою, крылья красные, поле белое». Герб представлял собой французский геральдический щит, на котором изображался стоящий чёрный коронованный золотой Казанской шапкой змий с красными крыльями в белом поле на зелёной земле, как на эмблеме Казанского царства в царском титулярнике 1672 года.

Герб 1856 годаправить | править код

Герб Казанской губернии с 8 декабря 1856 года

8 декабря 1856 года Александром II был утверждён новый герб Казанской губернии: «В серебряном щите чёрный коронованный дракон, крылья и хвост червлёные, клюв и когти золотые; язык червлёный. Щит увенчан Императорской короной и окружён золотыми дубовыми листьями, соединёнными Андреевской лентой». Дракон при этом стал изображаться шествующим (идущим).

Советский периодправить | править код

В советское время Казань не имела официально установленного геральдического символа города. Утверждённые в царское время гербы не использовались.

Неофициально символами Казани выступали изображения таких архитектурных достопримечательностей города, как Спасская башня Казанского кремля, башня Сююмбике, государственный цирк.

Современная казанская символикаправить | править код

Изображение, неофициально использовавшееся в качестве герба Казани в 1990-е (до 2004 года).

См. также: Флаг Казани

В ходе подготовки к празднованию 1000-летия Казани, в декабре 2003 года Казанский Совет народных депутатов поднял вопрос о разработке и утверждении положения о гербе и флаге города Казани.

К работе над символами Казани были привлечены историки, археологи, филологи, искусствоведы. Вопросы о гербе и флаге Казани обсуждались в Институте истории и Институте языка, литературы и искусства Академии наук Республики Татарстан. Проекты герба и флага Казани предварительно прошли экспертизу в Государственном геральдическом совете при Президенте России, были одобрены Геральдическим советом при Президенте Татарстана.

В результате 24 декабря 2004 года решением Казанского Совета народных депутатов было утверждено Положение о гербе и флаге города.

Эталон герба (цветной и чёрно-белый рисунки) и флага города Казани, а также их описания были помещены на хранение в Музей 1000-летия города Казани и доступны для ознакомления всем заинтересованным лицам.

Герб города изображён на должностном знаке мэра Казани; на медали «В память 1000-летия Казани».

Легенда появления Кота Казанского

Существует несколько версий появления кота в истории, но фактами ни одна из них не подкреплена. По одной из легенд, во время русско-казанской войны войска Ивана Грозного пытались захватить хана, который находился в это время в Казанском Кремле. Это задание было провалено. Ханский кот разбудил правителя и тот успел скрыться со своей семьей.

Вторая легенда исходит из средневековых лубочных картин, в которых кот представал в сатирическом образе правителя. В это же время появилось народное предание, связанное с котом по имени Алабрыс.

Алла Шабалина

Еще одна из версий связана с правлением монархов в Российской империи. Некогда в Санкт-Петербурге случилось нашествие мышей. Коты при дворе не справлялись с ними и действующей императрице Елизавете посоветовали взять особых котов, живших на то время в Казани и славившихся умением ловить мышей. Во дворец доставили 30 крупных животных этой породы, которые помогли справиться с проблемой нашествия грызунов.

Екатерина Великая в свое время также приказала доставить породу казанских котов в Эрмитаж для охраны картин и других произведений искусства от мышей. С тех пор при дворе Государственного музея по сегодняшний день живут потомки породы Казанского Кота. Естественно, чистота вида не сохранилась в своем первоначальном виде.

Сегодня памятник Коту Казанскому Алабрысу отмечен в путеводителе города как местная достопримечательность. Эта скульптура также входит в топ-8 символом Республики Татарстан, известных за пределами этого субъекта.

Согласно одной из местных примет, для исполнения желания нужно почесать пузико скульптуре Кота Казанского. Так как этот герой является символом Татарстана, то сувениры с изображением Кота Казанского можно приобрести в любой точке Казани.

Зилант — милый дракон

Гербом Казани с давних пор был Зилант. Он хранитель вод. В античной Греции таким существом была Гидра, а в древнем Китае — дракон. Видимо, Зилант у нас появился вместе с гуннами.

Змей в мировой мифологии — тотемное животное. У некоторых народов он получает крылья от орла или другой птицы и становится драконом. Много позже появляется мотив змееборства.

Трансформация простого змея в дракона связана с изменением уклада жизни, перехода от охоты к земледелию и скотоводству. Жизнь охотников была опасна и часто заканчивалась смертью. Молодых охотников готовили к будущей жизни, чему служил довольно жестокий обряд инициации — путешествие в царство мертвых. Юноши верили, что на самом деле умирают и затем возрождаются новым человеком. Поэтому они получали не только магические знания, дающие власть над животными, но и новое имя.

Потусторонний мир — лес, полный опасностей, он несет смерть, если не знать способов охоты. Победа над животными заключалась в правильном использовании магии. «Сюда же относится и способность понимать язык птиц и животных, отголосок некогда приобретавшейся полной власти охотника над волей животного, которое силой обряда должно было стать послушным орудием в руках человека и служить его воле» (В.Я. Пропп). Этот обряд давал юноше или будущему шаману магические способности. Отражением подобных представлений в легендах стали, с одной стороны, драгоценные камни, находимые в голове или чреве змея, с другой стороны — приобретение знания языка животных.

Нашим предкам потусторонний мир представлялся расположенным или на небе (за горизонтом), или под землей. В первом случае туда попадали с помощью птиц (душа могла улетать в виде птицы) или же просто с помощью крыльев у змеи, коня, других животных (позже в сказках появляется ковер-самолет, а в развитой религии — ангелы). Во втором случае помощниками выступали пресмыкающиеся, естественно, без крыльев. Дракон соединяет в себе черты, как пресмыкающегося, так и птицы, он появляется довольно поздно уже в развитом государстве.

Змей первоначально хотя и страшное существо, но в основе благое — хранитель, податель (регулятор) вод, и только впоследствии, много позже, в эпоху перехода от охотничьего хозяйства к земледелию, скотоводству, превращается в свою противоположность. С появлением земледелия и городов водяной змей трансформируется в создателя плодородия, а затем появляется мотив злоупотребления змеем своей властью. Как существо водное он или задерживает воду и возникает засуха, или, наоборот, приводит к потопу. Он может из управителя земных вод превратиться в управителя вод небесных, а значит, распоряжаться дождем.

В мифах герои вырывают из рук дракона право на распоряжение водой и сами начинают управлять. Так появляется герой, убивающий змея, ставший затем Георгием Победоносцем. Фото temples.ru

Земледельцу важно было, чтобы его боги или герои сами управляли водой. Поэтому в мифах герои вырывают из рук дракона право на распоряжение водой и сами начинают управлять

Так появляется герой, убивающий змея, ставший затем Георгием Победоносцем. Кое-кто связал московский герб с победой над казанским Зилантом. Это — полная чушь! Сожалею…

Рафаэль Хакимов

ОбществоИсторияКультура

Перспективы мифов

Первобытные мифы объединяли индивидов в сообщества, но они сохранились только в сказках, легендах, преданиях. Мифологичный взгляд сохранился в поэзии. Воспроизведение мира в образах — ее особенность. В поэзии язык и мифологическое мышление соединяются в цельную картину мира, в микрокосм, отражающий в себе макрокосм, как в капле воды. Это во многом объясняет притягательность поэзии. Особый язык поэзии выражен и в образах, и манере изложения. Поэзия «располагается… в той первозданной стране, откуда родом дети, животные, дикари, ясновидцы, в царстве грезы, восторга, опьянения, смеха. Для понимания поэзии нужно облечь себя душою ребенка, словно волшебной сорочкой, и мудрость ребенка поставить выше мудрости взрослого» (Йохан Хейзинга). Поэзия — это постижение основ бытия, как бы в зародыше, в первозданном восприятии, в первоначальной достоверности. Это не рассуждение, а откровение, почти, пророчество.

Однако поэзия сегодня не в чести.

Может быть религия нас спасет? Она ведь выросла из мифа. Богословы ищут самое правильное толкование Корана, жонглируя тонкостями языка, не замечая изменение смысла слов. Сказано: «Бог говорит с людьми притчами». Притча не дает правила поведения, она говорит символами. Между человеческим духом и вещами стоит мир образов и знаков.

Вера превращает мир «вещей» в мир «знаков», в силу этого наличное бытие и всякое событие становится притчей. Тафсиры Корана не учитывают многозначность слов и символов. Богослов, как и юрист, ищет во всем нормативность, фиксируя поведение человека в статье закона (шариате). «Бог и человек как бы выносятся за скобки» (Фридрих Юнгер). В шариате остается голая формальность, чистота отношений, как в математических уравнениях. Вера, духовность исчезают за ненадобностью, остается мера наказания за грехи.

Аллах ниспослал людям не просто кодекс правил, а мудрость мироздания. Но кому это интересно?

Мифологическое сознание не делит мир на простые элементы. Для него микрокосм есть уменьшенный макрокосм. Сколько бы мы ни делили реальность, в каждой из частей вновь и вновь обнаруживается одна и та же модель. Явление не разбивается на бесструктурные элементы, не повреждается никаким делением. Оно в любой части мира находит ту же самую сущность, то есть противопоставление священного и профанного, дня и ночи, света и тьмы. Явления приобретают божественный или демонический «характер», оцениваются как добро и зло, свет и тьма. Мы находимся под властью этой дихотомии: с зарей пробуждаемся ото сна к жизни, каждый ищет «место под солнцем», дети «появляются на свет», со смертью «свет меркнет» в глазах.

К обычаям, традициям можно относиться как к предрассудкам, но деятельность без учета символов приводит к пустому конструктивизму, искусственным заменителям под видом перемен. Итогом может стать кризис общества.

Уроженцы и жители[править]

Это мой нулевой километр!
Начинаю отсчёт от Казани.

— Рок-группа «Мураками», «0 км»

Культураправить

  • Множество татарских деятелей культуры:
    • Писатели и поэты: Габдулла Тукай, Гаяз Исхаки, Муса Джалиль, Адель Кутуй, Хади Такташ, Галимджан Ибрагимов, Амирхан Еники, Нурихан Фаттах.
    • Художники и скульпторы: Баки Урманче, Харис Якупов.
    • Композиторы: Салих Сайдашев, Назиб Жиганов, Фарит Яруллин, Рустем Яхин (автор гимна Татарстана).
  • Максим Горький, ещё в бытностью свою Алексеем Пешковым, провёл в Казани несколько лет совершенно нищей юности. Впечатлений ему хватило на всю жизнь.
  • Николай Заболоцкий, великий русский поэт-обэриут.
  • Евгений Шварц, создатель «Тени», «Дракона» и «».
  • Леонид Филатов, актёр и автор бессмертной пьесы в стихах «Про Федота-стрельца, удалого молодца».
  • Василий Аксёнов, писатель, один из ведущих прозаиков 1960-70-х и эмигрант. В Казани действует его дом-музей.
  • Гузель Шамилевна Яхина, писательница, автор романа «Зулейха открывает глаза».
  • Станислав Говорухин

    Сергей Говорухин, его сын и тоже режиссёр. Провёл в Казани детство и юность.

    , кинорежиссёр. Учился в Казани.

  • Чулпан Хаматова, актриса и благотворительница.
  • Фёдор Иванович Шаляпин, великий русский певец.
  • Сергей Маврин, гитарист золотого состава Арии
  • Екатерина Болдырева, Юлия Зиганшина, Эльмира Галеева, авторы-исполнители.
  • Константин Васильев, известный русский художник, знаменитый полотнами на тему славянской мифологии и Великой Отечественной войны.
  • Николай Фешин, выдающийся русский и американский художник-импрессионист.

Прочееправить

  • Гермоген, митрополит Казанский, затем патриарх Московский и герой сопротивления в Смутное время.
  • Николай Иванович Лобачевский, великий математик и создатель неевклидовой геометрии, ректор Казанского университета в течение 19 лет. За это время также боролся с эпидемией холеры и последствиями пожара.
    • Среди студентов вуза были Лев Толстой (1 курс восточной, т. е. арабско-турецкой, словесности, не смог сдать экзамены; 2 курса юрфака, после чего бросил универ), отец Ленина Илья Ульянов (физмат), революционерка Вера Фигнер (училась у Лесгафта ещё до того, как женщинам запретили обучение на медфаке). Также преподавали позже уволенный за вольнодумство анатом и врач Пётр Лесгафт, выпускник семинарии, этнограф и историк Афанасий Щапов.
    • В университете была сильная химическая школа. В разное время там учились или работали: открыватель элемента рутения К. Клаус, химики-органики Бутлеров, Марковников и Зайцев.
  • Михаил Девятаев, лётчик, герой Великой отечественной войны, более всего знаменитый побегом из Заксенхаузена на угнанном бомбардировщике.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector