Герб сыктывкара

Символика

Рисунок герба Усть-Сысольска из гербовника Винклера (1899)

Герб муниципального образования городского округа «Сыктывкар» языком символов и аллегорий отражает исторические, культурные, социально-экономические, национальные и иные местные традиции. За основу герба муниципального образования взят исторический герб уездного города Усть-Сысольск (переименован в Сыктывкар 26 марта 1930 года) Вологодского наместничества, Высочайше утверждённый 2 (13) октября 1780 года.

Ель (росток) символизирует возрождение, новую жизнь. Стилизованное изображение этого дерева, включённое в композицию герба Сыктывкара, также отражает местные хозяйственные и природные особенности. Медведь является не только животным, широко распространённым на территории республики, но ещё и одним из ключевых персонажей мифологии коми, древним дохристианским символом и выразителем культа почитания у этой группы народов. В гербе Сыктывкара медведь предстаёт как хранитель традиций города, оберегающий росток дерева. Сопровождающая фигуру медведя звезда в форме квадратного ромба с лучами представляет собой элемент национального орнамента «Шондибан» (коми-перм. Шо́ндiбан; буквально: «лик солнца») — символ солнца, дарящего тепло и защиту.

Лазоревый и зелёный цвета в гербе Сыктывкара соотносятся с основными цветами нижней части исторического герба Усть-Сысольска. Лазурь, зелень и серебро соотносятся с цветами государственного флага Республики Коми, а также с цветом полярного сияния. Серебро символизирует северную зиму, белый снег, чистоту. Золото символизирует солнце, богатство, процветание.

Описание

Герб Республики Коми представляет собой исполненное по мотивам пермского звериного стиля изображение золотой хищной птицы, помещенной на красном геральдическом щите; на груди птицы — лик женщины в обрамлении шести лосиных голов. В композиции «птица-человек-лось», выполненной в стиле культового литья, нашли отражение мифоэпические воззрения коми.

В традиционном толковании хищная птица с приоткрытыми крыльями является образом солнца, власти, верхнего мира. Лик женщины на груди птицы соответствует образу Зарни Ань (Золотой Бабы), жизнедарующей солнечной богини, матери мира. Образ лося связан с идеей силы, благородства, красоты. В космологических представлениях он несет в себе синтез гармоничного строения мира. Сочетание золотого и красного, положенное в основу цветового решения герба, символизирует в коми фольклоре утреннее, весеннее, теплое солнце, материнство и рождение. Наряду с этим, в современной общественно-политической трактовке красное поле (фон) означает деятельность, активность народа и власти, а в сочетании с формой щита может ассоциироваться с исторической судьбой коми народа, входящего в состав многонационального Российского государства. При этом сама фигура птицы с полураскрытыми крыльями приобретает форму креста, что может трактоваться как символ духовной и государственной власти.

Золотая хищная птица — характерный предмет искусства звериного стиля в бронзовом и особенно железном веках у ряда народов, в том числе Поволжья и Приуралья. Она свидетельствует, что древние предки коми размещались в бассейне Вычегды в первом тысячелетии. Лосиные головы на груди птицы усиливают выражаемые птицей этнические истоки коми. Изображения лосей наряду с птицами часто встречаются в памятниках пермского звериного стиля. Лик женщины, являясь новой ступенью в развитии искусства вычегодских коми, связан с более поздним этапом формирования этого народа, хронологические рамки которого заканчиваются XIV веком.

Вместе с тем птица — олицетворение государственности и власти, призванной охранять Родину и народ, способствовать их развитию и процветанию. Поэтому птица изображена на взлете. Распахнутость крыльев означает также гостеприимство, приглашение к сотрудничеству. В целом центральная золотая фигура выступает символом доброй воли и энергии народа. Лик женщины символизирует жизнедарующую солнечную богиню, мать мира, хранительницу всего святого и доброго. Лось — символ силы, благородства, красоты, а в космологических представлениях — синтез гармоничного строения мира — органично вписался в рисунок перьев, его изображение придает позе птицы устойчивость, равновесие. Сочетание золотого и красного в фольклоре народа коми является символом утреннего, весеннего, теплого солнца, материнства.

Литература

  • Башкиров К С Символика Коми // Русская культура вне границ : информационно-аналитический сборник — Москва: НИО «Информкультура» Российской государственной библиотеки ; Государственная культурно-досуговая ассоциация «Россия», 1997 — Вып 5 — С 71—75
  • Винклер П П Гербы городов Российской империи // Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской империи, внесённые в полное собрание законов с 1649 по 1900 год — Санкт-Петербург: Издание книгопродавца Ив Ив Иванова, 1899 — С 158
  • Геральдика земли Коми / сост Э А Ананьина — Сыктывкар: , 1996 — 48 с
  • Гербы городов России / Ин-т рос истории РАН ; Н А Соболева и др — Москва: Профиздат, 1998 — С 231 — ISBN 5-255-01331-5
  • Лакиер А Б § 25 III Фигуры воображаемые // Русская геральдика — Санкт-Петербург : Типография 2-го Отделения Собственной Е И В Канцелярии, 1855 — Кн 1 — С 59
  • Морозова Е И «Каждому городу иметь утвержденный герб…» к вопросу об истории геральдики городов и районов Республики Коми // Музеи и краеведение : труды Национального музея Республики Коми — Сыктывкар, 2007 — Вып 6 — С 191—199
  • Рево О А Гербы городов Вологодской и Архангельской губерний // Наука и жизнь — 1982 — № 6 — С 58—59
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector