Флаг ирана: значение и история создания

История флага

Одно из первых обозначений символа государственности в Иране было слово «дэрафш», т.е. флаг. Это иранское слово, которое обозначает кусок материи, прикрепленной к голове

Дирафши Кавияни

В мифологии Ирана «Дерафше Кавьиани» фигурирует в восстании, которым руководил кузнец с именем Кав. Его задачей была борьба с притеснениями со стороны шаха Захака. За несправедливое правление и узурпаторство своих подданных сатана поцеловал его в плечо, из которого стали выползать змеи. Поэтому его и прозвали «Захак со змеей на плече». Ежедневно он приносил змеям жертву в виде голов двух людей, чтобы его самого не съели.

Захак в числе прочих принес в жертву змеям семнадцать братьев Кава. Собирая народ вокруг себя против Захака, Кав поднял над головой древко копья с закрепленным на нем кожаным фартуком. После разрушения дворца Захака, на трон Ирана взошел Фрейдун, законный наследник царей. Он увидел в фартуке Кава знамение блага и приказал разместить на нем золотую звезду с четырьмя лучами и украсить драгоценными камнями и лентами трех цветов – красными, золотыми и фиолетовыми. И бывший фартук кузнеца стали называть «знаменем Кава» или «Дерафше Кавьиани», флагом свободы.

Каждый последующий шах, восходивший на престол, дошивал на флаг еще один драгоценный камень, чтобы ночью он сверкал в свете луны еще ярче.

Четырёхлучевая звезда дала стягу Фаридуна иное название — «Ахтари Кавиян» или Кавиева звезда. Впоследствии он стал государственным флагом Ирана и был им на протяжении династии Аршакидов (250 г. до н.э. — 224 г. н.э.) и династии Сасанидов (224 г. — 651 г.)

Ахеменидская империя

Использование знамен и флагов в эпоху правления Ахеменидов находит свое подтверждение в греческих письменах и записках историков Греции. Ксенофонт (427 – 355 до н.э) в своей книге «Книга о Кире» писал о знаменах и флагах, которые размещались на шатрах иранских военачальников. Они отличались друг от друга. И посыльные могли не путаться, отыскивая по приказанию Кира нужного военачальника.

Кроме этого, шахиншахи имели знамя верховной власти, которое помещали на троне шаха. В процессе движения войск оно развевалось посреди них.

На прикрепленном к копью, особом, красном знамени шахиншахов династии Ахеменидов, был прорисован расправивший крылья золотой орел. Он держал в каждой лапе по одному золотому венцу. Само полотно было окаймлено небольшими трехцветными треугольниками – красного, белого, зеленого цветов. Подобные флаги были до прихода к власти этой династии, остались и после нее.

Штандарт Ахеменидов в Иранском национальном музее

Династия Аршакидов

Штандарт династии Аршакидов (250 г. до н.э. — 224 г.) был похож на штандарт Ахеменидов и «Дирафши Кавияни». Это было кожаное, квадратной формы полотно с изображением звезды с четырьмя лучами («Дирафши Кавияни»). Полотно закреплялось на древке копья. Наверху находился золотой орел, развернувший крылья и держащий в когтях каждой лапы золотой шар (Ахемениды).

Сасанидская империя

Пришедшая на смену Аршакидов династия персов Сасаниды (224 — 651 гг.), вела свой род с одной стороны от Ахеменидов, с другой – от династии Кайянидов. Поэтому наследовала как символ государственности флаг «Дирафши Кавияни» – четырёхугольное полотнище с четырёхлучевой звездой на древке, венчало которое золотое изображение орла. Он простер свои крылья, а в каждой лапе держал золотой шар.

Флаг до революции

Дореволюционный флаг выглядел немного иначе. Несмотря на то что цвета были сохранены, изменилась центральная эмблема композиции. В предыдущей версии государственного символа в центре располагался лев на фоне восходящего солнца. Это флаг времен правления Насреддин шаха, конституционного периода и правления Пехлеви (1906 – 1979).

Стоит отметить и то, что до принятия Конституции в 1906 году не существовало четкого определения государственной символики. Впоследствии в 5 статье Конституции было закреплено, что отныне государственный флаг имеет 3 основных цвета: зеленый, белый, красный, а также льва на фоне солнца.

Этот первый символ Ирана был изготовлен в Керманшахе, и для демонстрации его прикрепили к самолету, летевшему из Керманшаха в Тегеран.

Сейчас этот флаг является экспонатом Национального музея Ирана.

Исторический герб Ирана[править | править код]

«Лев и Солнце» — герб Ирана с 1423 г. по 1979 г.
Детали
Утверждён 1423 г.
 Медиафайлы на Викискладе
Исторический герб Ирана представляет собой изображение идущего Льва, несущего на спине золотое Солнце и держащего в правой лапе меч.

Герб династии Пехлевиправить | править код

Династия Пехлеви, основанная Реза Шахом, правила в Иране с 15 декабря г. до 11 февраля г., когда в результате исламской революции был свергнут с трона последний иранский император Мохаммад-Реза Шах.

Герб Ирана при династии Каджаров в 1907—1925 гг.
Детали
Утверждён 9 мая
 Медиафайлы на Викискладе

Новая династия сохранила государственную символику предыдущей династии Каджаров, правившей Ираном с г. При Каджарах эмблему «Льва и Солнца» венчала «Кеянидская корона» Каджаров, созданная еще при Фатх-Али-Шахе (прав. — гг.). При Реза-Шахе «Кеянидский венец» Каджаров был заменен на «корону Пехлеви», созданную в 1924-26 г. по образу и подобию корон Сасанидской династии (царств. — гг.), специально для церемонии коронации Резы-Шаха, состоявшейся 25 апреля 1926 г. «Кеянидский венец» и «Корона Пехлеви» ныне являются экспонатами Национального ювелирного музея Ирана и хранятся в Центробанке ИРИ.

Герб Ирана при династии Пехлеви в 1925—1940 гг.
Детали
Утверждён 9 мая
 Медиафайлы на Викискладе

В сентябре 1941 г., после оккупации Ирана британскими и советскими силами и отречения и ссылки Реза-Шаха, шахиншахом Ирана был провозглашен его сын Мохаммад-Реза Шах. Однако официальная церемония его коронации состоялась только 26 октября г.

Герб династии Пехлеви в 1925—1979 гг.
Детали
Утверждён конец 1940-х гг.
 Медиафайлы на Викискладе

Полный императорский герб Ирана был создан в конце 1940-х гг. и представлял собой соединение символов исторических иранских династий; он олицетворял 2500-летнюю непрерывную государственность Ирана. Щит восточный, четверочастный, в центре которого — малый (сердцевой) щиток с гербом (первоначально — эмблемой) династии Пехлеви: гора Демавенд, из-за которой восходит Солнце.

Первая четверть: «Лев и Солнце» (перс. شیر و خرشید‎ (shir o khorshid): в лазоревом поле идущий Лев, несущий на спине золотое Солнце и держащий в правой лапе серебряный меч.

Вторая четверть: в пурпурном поле — Фаравахар ((перс. فروهر‎ (faravahar)) — разновидность крылатого диска, выступающая как главный символ зороастризма, изображающий Фраваши, подобие ангела-хранителя в авраамических религиях. Изначально представлял собой «окрылённое солнце» (символ власти и божественного происхождения), к которому позже был добавлен человеческий образ.

В современном зороастризме Фаравахар осмысливается как проводник человеческой души на её жизненном пути к единению с Ахура Мазда. Фаравахар был принят Ахеменидами (648—330 гг. до н. э.) у вавилонян как символ Верховного Бога — Ахура-Мазда, о чём свидетельствует оформление зданий Персеполиса. В гербе династии Пехлеви Фаравахар символизирует эпоху Ахеменидов. В верхнем геральдически правом углу этой четверти Фаравахар сопровожден эмблемой солнца. До 1971 г. это поле было серебряным с черными фигурами, с 1971 г. — пурпурным с золотыми фигурами.

Третья четверть: в зеленом, окаймленном золотом, поле Зульфикар — легендарный меч четвертого халифа и по совместительству первого шиитского имама Али ибн Абу Талиба. Символизирует арабо-мусульманское завоевание Ирана и исламскую историю государственности Ирана ( г. — по сей день). Вверху Зульфикар сопровождается золотой пятилучевой звездой.

Четвертая четверть: в лазоревом поле Симург — мифический крылатый морской пес, тело которого покрыто рыбьей чешуей, а хвост — павлиний. Символизирует эпоху двух династий — парфянских царей Аршакидов (250 г. до н. э. — 224 г. н. э.) и персидских царей Сасанидов (224—651 гг.). Облик Симурга символизирует господство над тремя стихиями — землей, водой и воздухом.

Щитодержатели герба — обернувшиеся золотые львы с серебряными когтями и червлёными пастями и языками, держащие серебряные с золотыми рукоятями восточные мечи. Львы стоят на золотом орнаментальном подножии. Щит дополнен цепью ордена Пехлеви.

На лазоревой девизной ленте под щитом, имеющей завершения в виде золотой бахромы — девиз на перс. «مرا داد فرمود و خود داور است»‎ (Mara dad farmud o Khod Davar ast, «Мне велел быть справедливым, и Сам является Судьей»).

Примечания

  1. Гафуров Б. Г. Таджики: Древнейшая, древняя и средневековая история. ИВАН СССР, Наука, М. 1972.
  2. Hasandust, Mohammad. An etymological dictionary of Persian language. Tehran: Iranian Academy of Persian language and literature, 2004. ISBN 964-7531-28-1. Vol. I, p. 258  (перс.)
  3. Horn, Etymologie, no. 553; AirWb., col. 771
  4. Gharib B. Sogdian Dictionary (Sogdian-Persian-English). — Tehran: Farhangan Publications, 1995. ISBN 964-5558-06-9 p. 56, #1425  (перс.)
  5. Schmitt, Rüdiger. Compendium Linguarum Iranicarum, 1989. перевод на персидский язык под ред. Хасана Резаи-Багбиди. — Тегеран: «Какнус», 1382 г. / 2004 г. — стр. 363. ISBN 964-311-403-1  (перс.)
  6. Видевдад, 1.7
  7. Ясна, 10.14
  8. Ясна, 57.25; Яшт 1.11, 4.3, 8.56
  9. Литвинский Б. А. (ред.), Ранов В. А. История таджикского народа. Т. 1 — Древнейшая и древняя история. АН РТ, Душанбе, 1998. стр. 227
  10. Существуют две версии значения названия флага. По одной версии название происходит от имени кузнеца Каве и означает «Кавиево знамя».

    По другой версии название происходит от древнеиранского титула «кави» (ср.-перс. «кай»), которым в «Авесте» обозначаются предводители иранских племен, и означает «знамя царей». Во времена индоиранской общности кави были не только племенными вождями, но и верховными жрецами (то есть духовными вождями) племен. В восточноиранской мифологии «кави» — добрые «князья», представители легендарного рода, связываемого зороастрийской традицией и с именем покровителя Заратуштры — Кави Виштаспа. К титулу «кави» восходит имя легендарной династии Кайянидов. В позднейшей зороастрийской литературе «кави» часто выступает в значении «герой». В согдийском языке «кави» сохранилось в значении «правитель, царь» (на бухарских монетах), в религиозных текстах также в значении «богатырь, герой, гигант (см. Литвинский Б. А. (ред.), Ранов В. А. История таджикского народа. Т. 1 — Древнейшая и древняя история. АН РТ, Душанбе, 1998. стр. 223, сн. 139)

  11. Гафуров Б. Г. Таджики: Древнейшая, древняя и средневековая история. ИВАН СССР, Наука, М. 1972. — стр. 31
  12. Bahar, Mehrdad. Pizhuhishi dar asatir-i Iran (Para-i nukhust va para-i duyum). Tehran: Agah, 1375 . ISBN 964-416-045-2. — p. 74  (перс.)
  13. Зоолишоева Ш. Ф. Символика цвета в шугнано-рушанской национальной одежде // Языки и этнография «Крыши мира». — СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2005. — 112 с. — С. 39. — ISBN 5-85803-304-2 (ошибоч.)
  14. Луконин В. Г. Парфянская и сасанидская администрация // Древний и раннесредневековый Иран. М.: «Наука», 1987. 295 стр. — стр. 116 и прим. 37
  15. Arrian. Parthica, fr. −1 — Syncellus, c. 539. Цит. по: Луконин В. Г. Парфянская и сасанидская администрация // Древний и раннесредневековый Иран. М.: «Наука», 1987. 295 стр. — стр. 116
  16. Дьяконов И. М., Лившиц В. А. Документы из Нисы I в. до н. э. (предварительные итоги работы). М., 1960. (XXV Международный конгресс востоковедов). Цит. по: Луконин В. Г. Парфянская и сасанидская администрация // Древний и раннесредневековый Иран. М.: «Наука», 1987. 295 стр. — стр. 241
  17. Kaveh Farrokh, Angus McBride. Sassanian Elite Cavalry AD 224—642. 1st Edition. Osprey Publishing, 2005. 64 p. — p. 21 ISBN 1-84176-713-1, ISBN 978-1-84176-713-0
  18. Луконин В. Г. Парфянская и Сасанидская администрация // Древний и раннесредневековый Иран. М.: «Наука», 1987. 295 стр. — стр. 116; прим. 40 на стр. 241: О начале этого процесса свидетельствует легенды Сасанидских монет (начиная с монет Шапура III): в официальную титулатуру сасанидского монарха вводится титул kdy — «кайанид». Наиболее пространные «легендарные» генеалогии сасанидских царей содержится в поздних арабских переводах «Хватав-намак» и связанных с этой летописью исторических сочинениях. Возможно, что интерес сасанидской официальной истории к восточноиранскому героическому циклу именно в самом конце IV—V в. (судя по легендам монет) возникает отчасти потому, что в эту эпоху Сасаниды овладели Балхом — родиной Виштаспы и «священной землей» зороастризма. Следует отметит, что изменения политической концепции происхождения власти в сасанидскую эпоху синхронны этапам развития зороастрийского канона. Можно предположить, что уже в V веке официальная Сасанидская история начиналась не с Сасана (как это было в эпоху царствования первых сасанидских шаханшахов, о чём свидетельствует, например, данные надписи Шапура в Каабе Зартушта и надписей Картира) и даже не с Дария, (как это было в эпоху Шапура II при создании первого варианта «Карнамака» и новой редакции зороастрийского канона, проведенной Атурпатом Михраспанданом), а с Кайанидов, что позволило в дальнейшем слить в один свод царские исторические анналы и легендарную зороастрийскую историю.

Описание и цвета флага

Сейчас флаг Ирана – это полотно прямоугольной формы, через которое проходят горизонтально три полосы одинаковой ширины – зеленого, белого и красного цвета. По центру, на белой полосе размещена эмблема, в центре которой меч, а по бокам от него по два полумесяца.

По границе белой полосы, вверху и внизу, проходит древняя арабская вязь. В переводе фраза, написанная 22 раза означает «Аллаху Акбар». 22 – не случайное число. Оно является отсылкой к Исламской революции, случившейся 22 дня 11 месяца (22 бахмана) по иранскому календарю.

Цветные полосы – это отражение трансформаций, через которые прошел Иран после Исламской революции. Три цвета располагались на флаге Ирана с начала XX века, но по центру был древнеперсидский символ – лев с мечом.

Флаг Ирана до революции 1979 годаВариант флага Ирана (триколор)

После революции, вместо льва разместили эмблему с мечом и четырьмя полумесяцами.

Ранее три цвета флага символизировали основу общества Ирана, три полноправных свободных сословия:

  • Религиозные служители возносили белый цвет, как признак святости, чистоты их помыслов и мира на земле.
  • Доблестные воины, готовы пожертвовать жизнью ради родины, олицетворяли красный цвет, как цвет крови, пролитой на войне. Военная знать признавалась самой почитаемой и благородной.
  • Земледельцы, возделывающие плодородную землю и кормящие свои семьи – это символ природы, процветания и молодости.

История Ирана – одна из древнейших на земле. И символы, изображенные на самом флаге, берут свои корни в глубине веков. Так, четыре полумесяца и меч, согласно древнему поверью, означают, что в месте захоронения павшего за родину воина вырастает тюльпан красного цвета. И в настоящее время тюльпан признается символом жертвенности за веру и за Иран.

Коротко об истории иранского герба

С 15 века вплоть до середины 20 века на государственном знаке Ирана присутствовало всегда изображение льва. Король зверей был изображен с мечом и многогранной звездой, символизирующей солнце. Отличным стал герб Ирана в 1925 году, когда к власти в результате революции пришла династия Пехлеви.

Теперь на государственном символе было два фигурных льва с мечами, опирающиеся на большой круглый щит, вверху которого располагался древний символ иранской власти — корона Пехлеви, а в центре — малый герб династии императора. Он стал отождествлять тысячелетнюю историю Ирана, являлся предметом величия и государственности. Большой щит был разделен на 4 четверти. В четвертях изображены:

  • одинокий лев с мечом и солнцем — дань предыдущему гербу;
  • крылатое солнце в человеческом облике, на красном фоне — знак власти и приверженность к божественному;
  • меч на темно-зеленом фоне со звездой, символизирующий исламскую историю и арабское завоевание Ирана;
  • крылатый пес с когтями, покрытый чешуей, на голубом фоне — повествует о всевластии в воде, в небе и на суше.

Внизу под гербом на голубой ленте располагается иранский девиз. Здесь же находится и разветвленное золотое подножие, на которое и опираются львы-хранители. Герб Ирана, характеристика которого является ярко выраженной в исламских традициях, почитается во всех мусульманских странах.

Значение цветов и символов на флаге

Зеленый цвет на флаге Ирана характеризует ислам. Как известно, цвет ислама — зеленый. Помимо этого, зеленый цвет символизирует порядок, радость и плодородие.

Белый цвет – цвет мирной жизни, а красный – отваги, храбрости и крови, пролитой во время государственного переворота.

Центральная эмблема характеризует 5 постулатов ислама:

  1. Провозглашение веры, которая признает достоверность миссии пророка Магомета.
  2. Намаз – обязательная пятиразовая ежедневная молитва.
  3. Пост во время священного месяца Рамадан.
  4. Регулярно платить закят (налоговые отчисления нуждающимся).
  5. Хадж (паломничество в священную Мекку).

Девиз на флаге Ирана – изречение из Корана: «Аллаху акбар». 22 раза фраза написана на знамени потому, что 22 дня одиннадцатого месяца, согласно иранскому календарю, произошла Исламская революция.

Флаг Ирана для суши и моря един. Он же используется как государственный, военный и гражданский.

По своей композиции флаг Ирана схож с таким же национальным символом Таджикистана. Это обуславливается тем, что народы имеют схожую историю, этнографию, языки и культуру.

Так же как и граждане других стран — обладателей трехцветного флага, иранцы именуют свой государственный символ триколором.

История гербов

Появление гербов приписывается к далеким временам и относится к 2-3 тысячелетию до нашей эры. Тогда многие малые государства и племена имели свои отличительные символы, которые изображали на оружии, флагах, доспехах и т. д. Эта традиция особенно остро вспомнилась во времена Средневековья и возрождения рыцарства в западной и восточной Европе. Тогда каждый дворянин обязательно имел практически на всех своих личных вещах отличительный знак своего клана — герб.

В настоящее время герб — это неотъемлемая часть любого государства, это символ государственности. Он является предметом почитания, исторической ценности и гордости.

За счет своей приверженности к традициям и древней культуре многие самобытные исламские государства обладали гербами уже с времен более давних, нежели представители запада или севера. Несмотря на это, есть государства, где используемые ныне гербы появились совсем недавно. Яркий пример – это герб Ирана, имеющий относительно непродолжительную историю.

Краткая история

На законодательном уровне флаг Ирана в современном виде был официально утверждён после окончания исламской революции 29 июня 1980 года. Следует отметить, что использование красного, белого и зелёного цвета стало характерным для местных правителей ещё в начале двадцатого века. Правда, тогда их связывали с тремя сословиями, на которые делилось общество. Армия отдавала предпочтение красному, представители духовенства – белому, а земледельцы – зелёному цвету.

Вместе с этим символы, что наносились на государственный символ, отличались от используемых в нынешнем варианте знаков. Изначально в центральной части триколора располагалось изображение золотого льва, что держал в своих лапах меч (символ Персии). В 1978 году в стране началась революция, которая завершилась два года спустя. После этого на смену различным изображениям, используемым в государстве, пришла символика религиозного характера. Не стал исключением и флаг Ирана, в котором вместо льва стала применяться стилизованная надпись «Аллах».

Самым древним иранским знаменем считается штандарт, что был обнаружен во время археологических раскопок в Персеполе. Он датируется пятым веком до нашей эры и был выполнен в красном цвете, а по периметру располагалась кайма из красных, зелёных и белых треугольников.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector