Флаг северной ирландии

Государственное устройство

В соответствии с до сих пор действующим Актом Короны Ирландии 1542 года, утвержденным старым Парламентом Ирландии, английские монархи в силу личной унии занимают пост главы государства в Северной Ирландии. При этом Северная Ирландия — единственная часть Великобритании, которая конституционно, в соответствии с Белфастским соглашением 1998 года, имеет право на сецессию путем общенародного референдума. Данное соглашение также установило консоциональную форму правления страной, при которой предусматривается обязательное политическое равновесие при распределении политических сил в законодательных и исполнительных органах власти. Законодательный орган — Ассамблея Северной Ирландии (Tionól Thuaisceart Éireann), состоящее из 108 членов Законодательного Собрания, избираемых населением Северной Ирландии, избирают из своего состава Спикера Собрания Северной Ирландии, Первого заместителя спикера Собрания Северной Ирландии и Второго заместителя спикера Собрания Северной Ирландии.

Исполнительный орган — Исполнительный Комитет Северной Ирландии (Feidhmeannas Thuaisceart Éireann), состоящий из Первого министра Северной Ирландии (Céad-Aire Thuaisceart Éireann) и равного ему по рангу Заместителя Первого министра Северной Ирландии (leas-Chéad-Aire Thuaisceart Éireann), а также 11 министров.

Символы Северной Ирландии

На государственных мероприятиях в Северной Ирландии часто исполняется гимн Соединённого Королевства God Save the Queen. На Играх Содружества и некоторых других спортивных состязаниях команда Северной Ирландии пользуется флагом Ольстера (несмотря на его неофициальный статус) и мелодией Londonderry Air (часто со словами Danny Boy), также неофициальной, в качестве национального гимна. Сборная Северной Ирландии по футболу также использует флаг Ольстера, но в качестве гимна поёт God Save The Queen. Основные матчи Гэльской атлетической ассоциации открываются национальным гимном Ирландии Amhrán na bhFiann («Песнь солдата»), как и другие общеирландские спортивные организации.

Флаг

Основная статья: Флаг Северной Ирландии

«Ольстерское знамя» (29.05.1953 — 30.03.1972)

С 1953 по 1972 год правительством и правительственными организациями Северной Ирландии использовался специальный флаг, известный как «Ольстерское знамя». Он состоял из георгиевского креста, внутри которого были расположены белая шестиконечная звезда и красная кисть руки (символ древнего Ольстера). Сверху над звездой находилась корона.

Неофициально жители Северной Ирландии вывешивают на праздники тот флаг, который соответствует их политическим пристрастиям: флаг Великобритании, Северной Ирландии или Ирландской Республики. Первые два используются юнионистами — сторонниками союза с Великобританией, последний — националистами, особенно на спортивных мероприятиях. Военизированные формирования с обеих сторон имеют собственные флаги.

Герб

Основная статья: Герб Северной Ирландии

Герб Северной Ирландии (29.05.1953 — 30.03.1972)

В 1923 году главный герольд Ольстера Невилл Родвелл Уилкинсон создал эскизы государственной печати и флага Северной Ирландии. В январе 1924 года в Лондоне он провёл обсуждение облика будущего герба с представителями правительства Северной Ирландии. Окончательный облик герба был определён представителем Уилкинсона, Томасом Садлером в апреле 1924 года, он повторял облик созданного годом ранее флага. Герб получил одобрение кабинета Северной Ирландии. Королевский указ, подписанный Георгом V и утверждённый в Министерстве внутренних дел, был подписан 2 августа 1924 года. Герб был зарегистрирован в Регистре гербов в Дублине. С 1972 года данный герб не является официальным.

Культура Северной Ирландии

Основная статья: Культура Северной Ирландии

Население

Этнический состав населения Северной Ирландии неоднороден: здесь живёт около 500 тыс. коренных жителей острова Ирландия — ирландцев-католиков и примерно 1 млн. англо-ирландцев и шотландо-ирландцев. Большинство — протестанты, которые являются британцами по культуре и традициям. Они преданы идее сохранения конституционных связей с британской короной. Остальное население Северной Ирландии является католическим и ирландским по культуре и истории. Данная часть населения выступает за союз с Ирландской Республикой. Таким образом, в Северной Ирландии исторически сложились три группы населения, различавшиеся между собой по религии и культуре, данные группы населения весьма настороженно относятся друг к другу. Восточные области Северной Ирландии были заняты переселенцами из Шотландии — пресвитерианами, центральные и северные провинции заселили англичане, принадлежавшие к Англиканской церкви, в крайних западных и пограничных с Ирландией районах жили остатки коренного населения — ирландцы, католики по своему вероисповеданию.

По данным социологического опроса 2001 о принадлежности к религии, 53 % жителей Северной Ирландии отнесли себя к протестантам, 44 % — к католикам, и 3 % населения — атеисты или придерживаются иной религии.
Стоит отметить то, что представители протестантской религии гораздо старше представителей католиков. Если рассматривать возрастную группу от 65 лет, протестантов в ней будет 17 % населения, а католиков — 10 %. Что касается молодежи, то в группе до 16 лет 27 % составляют католики и только 20 % — протестанты.

Административное деление

Административно Северная Ирландия разделена на 6 графств и 26 районов. Остров Ирландия считается разделённым на четыре исторических области — Ольстер, Манстер, Лейнстер и Коннахт. Шесть графств Ольстера входят в состав Северной Ирландии. Три графства Ольстера — Донегал, Каван и Монахан — входят в состав Ирландской Республики.

Графства

Основная статья: Графства Северной Ирландии

Антрим (Antrim, Aontroim), Арма (Armagh, Ard Mhacha), Даун (Down, An Dún), Лондондерри (Londonderry, Doire Cholm Cille) или Дерри (Derry, Doire), Тирон (Tyrone, Tír Eoghain), Фермана (Fermanagh, Fear Manach).

Районы

  1. Антрим (Antrim, Aontroim)
  2. Ардс (Ards)
  3. Арма (Armagh)
  4. Банбридж (Banbridge)
  5. Белфаст (Belfast, Béal Feirste)
  6. Баллимина (Ballymena)
  7. Баллимони (Ballymoney)
  8. Данганнон и Южный Тирон (Dungannon and South Tyrone)
  9. Даун (Down)
  1. Дерри (Derry)
  2. Каслри (Castlereagh)
  3. Колрейн (Coleraine)
  4. Крейгавон (Craigavon)
  5. Кукстаун (Cookstown)
  6. Каррикфергус (Carrickfergus)
  7. Ларн (Larne)
  8. Лимавади (Limavady)
  9. Лисберн (Lisburn)
  1. Марафелт (Magherafelt)
  2. Мойл (Moyle)
  3. Ньюри и Мурн (Newry and Mourne)
  4. Ньютаунабби (Newtownabbey)
  5. Ома (Omagh)
  6. Северный Даун (North Down)
  7. Страбан (Strabane)
  8. Фермана (Fermanagh)

См.также

  • Ольстер
  • Республика Ирландия

История символа

Арфа признаётся символом Ирландии с XIII века. Упоминание арфы как герба короля Ирландии можно найти в одном из древнейших средневековых гербовых сводов – Wijnbergen Roll, датируемом 1280 годом (сохранившийся экземпляр находится в Гааге). Там имеется запись «d’Azure a la harpe d’or — Le Roi d’Irlande» («синий с золотой арфой — король Ирландии»).

Фрагмент Wijnbergen Roll с гербом «короля Ирландии».

Ирландские рыцари вряд ли участвовали в турнирах того времени, поэтому, как считает Дж. Кеннеди, идея арфы как герба Ирландии могла возникнуть в связи с вымышленным персонажем цикла поэм о Тристане — Королём Ирландии. Кроме того, этот символ могли заимствовать из знаменитой поэмы барда XIII века Гиллбрайда Олбанча («Tabhroidh Chugam Cruit mo Riogh» — «Принеси мне мою королевскую арфу»), посвящённой гэльскому королю Томонда Доннхаду О’Брайану. Так или иначе, можно говорить о том, что в народной песенной традиции арфа прочно ассоциировалась с Ирландией.

Примечания

  1.  (недоступная ссылка). Дата обращения 17 сентября 2011.
  2.  (недоступная ссылка). Дата обращения 28 мая 2010.
  3.  (недоступная ссылка). Дата обращения 28 мая 2010.
  4.  (недоступная ссылка). Дата обращения 28 мая 2010.
  5.  .
  6.  .
  7.  (недоступная ссылка). Дата обращения 29 мая 2010.
  8. Sport, Nationalism and Globalization: European and North American Perspectives by Alan Bairner (ISBN 978-0-7914-4912-7), p38
  9. Sport, Sectarianism and Society in a Divided Ireland by John Sugden and Alan Bairner (ISBN 978-0-7185-0018-4), p60
  10. . Дата обращения 29 января 2013.
  11. John Sugden and Scott Harvie.  (недоступная ссылка) (1995). Дата обращения 26 мая 2008.

17 марта в Ирландии и многих странах мира отмечается День святого Патрика. О том, почему символом страны был выбран клевер, кто такой святой Патрик и как проходит веселый праздник, рассказывает НТВ.

Кто такой святой Патрик?

Святой Патрик  один из самых почитаемых во всем мире святых. По преданию, именно он не только принес в Ирландию христианство, но и стал покровителем этой страны на все времена. Его почитают в католической, англиканской, лютеранской, пресвитерианской церквях, а также в некоторых православных общинах.

Фото из агентства Reuters Shannon Stapleton

Интересно, что точное время и место рождения святого Патрика не установлено. Ученые предполагают, что он родился в Британии (на территории современного Уэльса) в IV веке. Его дед и отец были служителями церкви, а имя при жизни  Магон.

В 16 лет его похитили пираты и увезли в рабство в Ирландию. Именно хозяин и дал ему имя Патрик, что означает «знатный, уважаемый человек». В рабстве будущий святой обратился к вере и решился на побег. Патрик прибыл в Ирландию в 432 году и начал заниматься миссионерской деятельностью. До принятия Ирландией христианства жители страны были язычниками. День святого Патрика отмечается 17 марта  предполагается, что именно этот день стал датой его смерти.

Почему зеленый цвет и трилистник являются символами праздника?

Святой Патрик с помощью трилистника (клевера) объяснял главный принцип христианской веры: он показывал жителям Ирландии, как Бог, Иисус Христос и святой Дух составляют триединство. С тех пор клевер и его яркий зеленый цвет стали неотъемлемыми символами Ирландии.Именно поэтому жители страны из уважения к своему святому в этот день облачаются во все зеленое.

Фото из агентства Reuters Clodagh Kilcoyne

Где еще отмечают День святого Патрика?

Памятную дату отмечают не только на территории Ирландии, но и в Нью-Йорке, Буэнос-Айресе, Мельбурне и всех городах, где живут ирландцы. В этот день тех, кто отмечает праздник, можно легко отличить по яркой зеленой одежде и клеверу, вдетому в петлицу.

В России также отмечают День святого Патрика, хотя и не официально.

Как отмечают этот день?

Одной из главных традиций этого дня являются яркие парады. На улицы выходят люди в экстравагантных костюмах, играют духовые оркестры, а главным музыкальным инструментом выступает волынка. Кроме того, устраиваются зрелищные представления и гуляния, люди танцуют и посещают пабы.

Интересно отметить, что традиции этого веселого праздника появились в Ирландии. Однако жители Нью-Йорка и Бостона утверждают, что именно в их городе впервые в 1762 году прошли массовые гуляния, посвященные Дню святого Патрика.

Новости СМИ2

Англичане против арфы

О важности арфы для ирландцев свидетельствуют Статуты Килкенни 1366 года, принятые после окончательного завоевания Ирландии англичанами. Эти законы установили целый ряд запретов, в том числе на ношение ирландского национального костюма, использование ирландских имен и языка, ирландские песни и музыкальные инструменты, особенно арфы, а также запрет на посещение ирландскими арфистами территорий, населенных англичанами, под угрозой крупного штрафа

Серебряный шестипенсовик Генриха Тюдора, отчеканенный для Ирландии

В дальнейшем эти запреты несколько смягчились, в первую очередь, благодаря английским лордам, симпатизировавшим ирландским арфистам. Генрих VIII Тюдор даже велел чеканить монеты для Ирландии с изображением древней арфы на оборотной стороне. Однако уже по поручению его дочери, королевы Елизаветы, Тайный Совет в 1576 году издал указ о полном запрете арфы и всех ирландских арфистов на территории, населённой англичанами, по причине их политической ненадёжности. В начале XVII века клановая система Ирландии была окончательно упразднена, а вместе с ней стёрлись из памяти под действием запретов многие элементы одежды. В ходе войн, восстаний и голода ирландское население сильно обеднело и начало вынужденно перенимать английскую одежду и образ жизни. В дальнейшем, вследствие принятия Уголовных законов 1695 года, лишивших ирландцев их земель, гражданских прав и традиционного образа жизни, интерес к арфе, национальному костюму и обычаям серьезно сократился, его возрождение наметилось лишь к концу XVIII века, благодаря отмене запрета на арфы.

После создания Соединенного Королевства (1801 г.) арфа использовалась на значках Королевской ирландской полиции, а затем Королевской полиции Ольстера. Этот значок можно увидеть в символике Великобритании и сегодня – например, на нагрудном значке Королевского ирландского полка Британской армии.

История символа

В древние времена трехлистный клевер рос в Ирландии повсюду. Славу ему принес сам Святой Патрик: проповедуя христианство, он использовал трилистник для объяснения идеи Троицы — Отца, Сына и Святого Духа. Многие люди решили, что ношение этой маленькой зеленой веточки защитит их от вреда.

Трехлистный клевер почитался на острове и ранее. Друиды считали, что он обладает мистической силой, и может предупреждать о надвигающемся шторме. Цифра 3 фигурировала и в других древних кельтских символах — трикселионе, тройной спирали. Трилистник был также основным источником пищи для скота кельтов, поэтому он также стал ассоциироваться с выращиванием и изобилием.

На самом деле, сортов клевера, имеющих три листа, очень много. Ботаники долго спорили, какой из них должен считаться официальным символом Ирландии. Сошлись на том, что это растение под названием трифолиум дубиум: именно его чаще всего продавали на ярмарках в День Святого Патрика. В конце дня трилистник, который носили в пальто или шляпе, вынимали и помещали в последний стакан грога или тумблера. После того, как стакан опустошали, трилистник следует вынимали и перебрасывали через левое плечо.

В 19 веке Трилистник стал символом восстания: любой, кто его носил, рискнул быть повешенным. Сегодня трилистник — самый узнаваемый символ ирландцев, особенно в день Святого Патрика, когда во всем мире каждый чуточку ирландец.

Религия

Религиозное противостояние начало складываться ещё с XII века, когда впервые норманны появились в Ирландии и впоследствии основали колонию Пейл. Постепенно, к концу XVI века, английское господство было установлено на всей территории Ирландии. Реформация и конфискация монастырских земель в конце 30-х годов XVI века сопровождались также конфискацией земель ирландцев и передачей их английским колонистам. В это время религиозные гонения вызывали новые и новые восстания по всей Ирландии. В XVII веке уже официально было закреплено религиозное господство: Вильгельм Оранский провозгласил протестантизм государственной религией. В результате всех нововведений католики были лишены права на покупку и аренду земель, права на образование детей и были вынуждены платить огромные налоги на содержание англиканской церкви. В столь острой религиозной ситуации католики стали объединяться для отстаивания своих прав. Например, в 1775 году была основана «католическая лига», позднее, уже в 1823 году, была создана «католическая ассоциация», целью которой также являлась эмансипация католиков. «Ассоциация» добилась подписания в 1829 году Акта об эмансипации католиков, позволившего католикам занимать государственные должности.
В конце XX века в связи с обострением ситуации и введением в 1972 году прямого правления в регионе, правительство попыталось предпринять ряд мер для улучшения межрелигиозных отношений. В частности, в 1973 году был издан Акт правительства, в котором оговаривались меры по борьбе с расовой и религиозной дискриминацией в различных сферах жизни населения: в образовании, при приеме на работу, при исполнении представительских функций. Акт предусматривал образование Постоянной Консультативной Комиссии по правам человека, Трибунала для решения гражданских жалоб, рассматривающий возможные случаи дискриминации, а также учреждения ряда отдельных должностей для обеспечения равного положения протестантов и католиков в регионе.

Данные социологического исследования, проведенного среди протестантов и католиков в 1996 году, по вопросу принадлежности региона Северной Ирландии к Великобритании или к Ирландии показали, что 90 % протестантов желали оставаться в составе Великобритании, в то время как только 6 % высказались за объединение с Республикой Ирландия. Что касается католического населения, только 24 % были за сохранение региона в составе Соединённого Королевства, а 60 % желали присоединения к Ирландии. Стоит отметить также высокую степень определённости в отношении этого вопроса, так как процент ответивших «не знаю» на данный вопрос среди протестантов был равен 1 %, среди католиков — 7 %.
По данным социологического опроса 2007 о принадлежности к религии, 53 % жителей Северной Ирландии отнесли себя к протестантам, 44 % — к католикам, а 3 % населения атеисты или придерживаются иной религии.

Языки

Белфастскими соглашениями 1998 года, помимо английского, официальными языками региона были признаны ирландский и ольстерско-шотландский языки. В 1999 году было создано два агентства по поддержке ирландского и ольстерско-шотландского языков, в рамках которых производилась помощь в изучении данных языков в школах и факультативных языковых центрах. В 2003 году Британское и Ирландское правительства совместно выразили свою приверженность принципам, установленным Актом о Северной Ирландии 1998 года, и заявили о создании правительственных учреждений, направленных на осуществление данной программы. Был создан интегрированный дополнительный фонд финансирования, связанных с программой проектов. В рамках этого фонда было выделено 12 миллионов фунтов стерлингов на пять лет с целью обеспечения доступного обучения ирландскому языку. Также был создан орган по управлению такими проектами, который включал в себя представителей правительств двух государств, местных органов власти и муниципалитетов, что облегчало осуществление предусмотренных программ. Отдельным пунктом заявления правительств 2004 года стало признание британского и ирландского жестовых языков, что также было предусмотрено ещё Белфастскими соглашениями. Эти языки принадлежат к разным семьям (британской и французской, соответственно). В регионе Северной Ирландии на 2004 год проживало 3500 глухих, пользующихся британским жестовым языком и 1 500 человек — ирландским.

В области ольстерско-шотландского языка в 2006 году соглашением в Сент-Андрусе были предприняты аналогичные меры, как и в отношении ирландского языка. В частности, в 2006 году была создана Ольстерская Академия Шотландцев, функцией которой должно было стать сохранение культурного колорита и языка ольстерских шотландцев.
Для обеспечения массового использования ольстерско-ирландского и ольстерско-шотландского языков были задействованы также такие сферы как телевидение и радиовещание, посредством гарантирования программ на языках меньшинств.

Образование в Северной Ирландии

До образования такого региона как Северная Ирландия в 1922 году, на территории графств действовала система национального школьного образования, распространявшаяся на всю территорию Ирландии. Отличительной чертой данной системы являлось обеспечение базовым школьным образованием всех жителей региона: в равной степени католиков и протестантов. Обучение должно было проводиться в объединённых школах. Такая система, являясь безусловно наиболее рациональной для данного состава общества, на практике же имела ощутимые проблемы — представители основных религиозных течений, то есть католики и протестанты, препятствовали её осуществлению, что впоследствии привело к тому, что на большинстве территории Ирландии стали преобладать школы с раздельным обучением, основывающемся на конфессиональной принадлежности. После разделения острова, стали предприниматься существенные попытки урегулировать существующую систему с целью обеспечения совместного обучения протестантов и католиков, но постоянная напряжённость и противостояние среди населения вело к ещё большему усилению влияния духовенства на образование, которое только закрепило и утвердило разделение в образовательном процессе. И даже правительственный Акт об образовании 1947 года, менявший учебные планы и систему финансирования, не внёс существенных изменений в сложившуюся ситуацию.

В 1981 году в Белфасте была открыта первая интегрированная школа в Северной Ирландии, с неё началось распространение интегрированных школ по всему региону. Рост интегрированного сектора в регионе стал одним из самых существенных образовательных событий 1980-х годов, но так этот процесс не встречал ощутимой поддержки со стороны правительства, партий и тем более со стороны церкви, которые даже наоборот всячески препятствовали их образованию, такого рода школы сталкивались с существенными финансовыми проблемами. В результате, для помощи в основании и обеспечении функционирования новых школ были созданы такие организации как: BELTIE (англ. the Belfast Trust for Integrated Education — Белфастский фонд интегрированного образования) и NICIE (англ. the Northern Ireland Council for Integrated Education — Совет Северной Ирландии по интегрированному образованию); в 2008 году Североирландской ассамблеей был принят законопроект, который на первый план выдвигал решение проблемы интегрированного образования, проблем управления образовательным сектором и финансированием образования в рамках стратегии развития образования на 2008—2018 годы. В общей сложности, планировалось инвестировать в образование за это время около 714,5 миллионов фунтов стерлингов. К числу таких мер можно отнести такие как: обеспечение и развитие сферы интегрированного образования путём поддержки интегрированных школ, обеспечение их доступности, содействие созданию интегрированных родительских комитетов. Отдельные меры предусматривались в рамках изменения учебного плана. Сюда можно отнести образование школьных курсов, изучающих религию и основные традиции всех проживающих этно-религиозных групп, а также оговаривается изучение истории и литературы, избегая пристрастности в их изложении.

Доступ к образованию

Что касается доступа к образованию, исследования отражают ситуацию, в которой, несмотря на более высокую пропорцию детей-католиков, католических школ меньше чем протестантских. В результате чего приблизительно 8 % католиков посещают протестантские средние школы. Это может являться одной из предпосылок к тому, что гораздо большее количество учеников — протестантов продолжают обучение в университетах и имеют более высокую квалификацию. Такие особенности влекут за собой процесс формирования общественных классов в соответствии с религиозной принадлежностью. Так, простыми рабочими являются 46 % — католики, 54 % — протестанты. В ряду более квалифицированных специалистов: 72 % протестантов и 28 % католиков.
В настоящее время[уточнить] из общего числа школьников в 321 830 человек, 163 371 являются католиками и 121 239 протестантами. Что касается интегрированных школ, то в настоящее время[уточнить] среди примерно 400 школ Северной Ирландии существует только 61 интегрированная средняя школа.

Существенным доказательством в защиту интегрированных школ можно назвать результаты опроса, проводимого среди населения Северной Ирландии в 2008 году, в котором 84 % опрошенных высказались за то, что интегрированное образование важно для процесса примирения в регионе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector