Герб воронежской области

Кто работал над гербом

Герб – крайне важное изображение. Здесь нет и не может быть лишних мелочей или случайных деталей

Поэтому его создание представляет собой очень сложную, кропотливую работу.

Разработан он был тремя экспертами в области геральдики: К. Моченовым из Химок, Ю. Коржиком, местным жителем, и М. Медведевым из Санкт-Петербурга.

Но ведь герб недостаточно просто создать – необходимо красиво обосновать, почему были выбраны именно такие детали и цвета. С этой непростой задачей также блестяще справился Ю. Коржик.

Оставалось только запечатлеть герб, чтобы представить всем готовое изображение. Над этим работала О. Афанасьева из города Москвы.

После кропотливой работы, внесения многочисленных правок и тщательного продумывания, этот герб был представлен на рассмотрение Городской думы и принят в 2008 году.

История герба

История появления воронежского герба связана с известной эмблемой XVII века. На сувенирных геральдических значках изображалась т. н. «воронежская эмблема XVII века». Это не совсем герб Воронежа…

В данном случае авторы значка предположили, что на первых порах роль городского герба Воронежа исполнял личный герб основателя Воронежской крепости воеводы С. Ф. Сабурова: «в красном поле — серебристая стрела, в нижнем левом углу, на голубом поле — золотая пика, остроконечьем обращенная вверх, в правом серебряном поле — орлиная лапа, держащая саблю». Именно герб воеводы изображался на его печати, прикладываемой к официальной переписке.

Герб для знамени Воронежского полка (1730 г.): «В золотом щите, на красном поле, две медные пушки на станках, из которых на одной сидит белый, одноглавый, орел; под пушками зелёная земля».

Прообразом этого герба послужила эмблематическая композиция из книги «Символы и эмблемата», изображающая орла, сидящего на стреляющем орудии, на фоне молний. Эмблема имела девиз: «Он не страшится ни того, ни другого»

В 1781 году указом императрицы Екатерины II был утверждён герб Воронежской губернии, в котором была изображена вытекающая из кувшина река Воронеж. Сюжет нового герба, предложенного А. А. Волковым, также имеет прообраз в книге «Символы и эмблемата». Здесь за номером № 817 находится фигура водолея с кувшином, источающим водный поток под девизом: «Всякъ своё дело знай».

В геральдическом руководстве профессора Геттингенгского университета И. К. Гаттерера «Начертание геральдики», переведенном на русский язык Г. Малыгиным в 1805 году, описано значения сосуда, источающего воду, что «означает реку, дождь, росу, источники и наяд».

Советский герб Воронежа

Официальному советскому гербу предшествовала эмблема, введенная в 1965 году. На эмблеме изображались колосья, орбиты электронов и парусный кораблик. Позже эти элементы вошли в герб города. Автором проекта выступил В.П. Диденко. В основу герба была взята форма щита, что соответствует традициям русской геральдики. В верхней части щита, в его «шапке», помещен государственный флаг РСФСР. В центре на золотисто-жёлтом поле символично изображены основные направления воронежской промышленности: полушестерня, как символ машиностроения и знак полупроводникового транзистора — символ радиоэлектроники, а также колосья пшеницы символизирующие сельскохозяйственное производство. Зубцы крепостной стены в нижней части герба напоминают о городе-крепости, неприступно стоявшей на страже южных границ во времена набегов кочевников, а также о тяжелом ратном труде в годы гражданской и Великой Отечественной войн

В эту стену коричневого цвета вписан красный квадрат с белым трехмачтовым парусником, обращая внимание к городу, как как к колыбели русского морского военного флота. В нижней части щита голубое поле с волнистыми линиями, символизирующими реку Воронеж и водохранилище — «Воронежское море».

Советский герб Воронежа утвержден 24 марта 1969 года решением I сессии XII созыва Воронежского городского Совета депутатов трудящихся. Автор — В.П. Диденко.

Новый герб Воронежа

Герб Воронежа на монете номиналом 10 рублей, из серии «Города воинской славы»

Герб Воронежа, установленный 19 июля 1994 года постановлением главы Администрации Воронежа (№ 550 от 19 июля 1994 года), внешне был схож с гербом города, принятым 23 сентября 1881 году. Согласно уставу города Воронеж (Статья 6. Городская символика) герб города Воронежа представлял собой

… французский щит, на червленом поле которого изображена золотая гора, исходящая с правой стороны (для наблюдателя с левой). На горе изображен серебряный кувшин, изливающий таковую же воду. Щит увенчан золотой башенной короной с тремя зубцами и окружен двумя золотыми колосьями, соединенными Александровской лентой

На флаге города изображен тот же герб в белом прямоугольнике.

26 сентября 2008 года Воронежская городская дума утвердила новый герб города, внесенный в Государственный геральдический регистр Российской Федерации на основании решения Геральдического совета при Президенте Российской Федерации от 30 октября 2008 года.

В конце января 2009 года глава города подписал распоряжение об использовании изображения нового герба на печатях и бланках городской администрации.

Что он символизирует

Расшифровать каждый символ и цвет, присутствующие на гербе, будет непросто. Но постараемся справиться с этим максимально подробно, но емко. Начнем по порядку.

Щитодержатели – это защитники земли Русской. Город Воронеж не раз подвергался атакам врага, а его сыны бились в каждой войне, выпадавшей на долю России. Поэтому воины символизируют героизм, доблесть, отвагу, проявленную воронежцами. Сам Воронеж удостоен высокого звания города воинской славы. Меч показывает готовность нападать, а щит – защищать родную землю. Эмблема, изображенная на нем, взята с полкового знамени воронежского пехотного полка.

Корона, расположенная в верхней части герба, показывает, что город Воронеж является одним из важнейших населенных пунктов в стране, а также центром крупной административной единицы. Лавровый венок традиционно обозначает победу.

Ленты, которые обвивают щит слева и справа, также не просты. Расположенная справа показывает, что город награжден орденом Ленина, а левая обозначает награду орденом Отечественной Войны Первой степени.

Зеленое поле символизирует богатство, близость с природой, неукротимый рост, развитие.

Двуглавый орел является символом мощи, бесстрашия и власти. С поднятыми крыльями он обозначает еще и стремление в будущее. К тому же, глядя на герб Воронежа, эксперт сразу определит по орлу, что город внес огромный вклад в формирование государства Русского, его становление. Всего лишь несколько городов во всей стране могут похвастать такой высокой честью.

Гора также попала на герб неслучайно – она ассоциируется с крутым воронежским правобережьем.

Кувшин с изливающейся из него водой имеет двойное значение. С одной стороны, в геральдике он обозначает неисчерпаемую мощь, природную силу, богатство земель

С другой, в конкретном случае он показывает еще и важность реки Воронеж. Протекая через три области, она имеет длину в 342 километра, после чего впадает в Дон

Таким образом, по реке Воронеж купцы и армии могли свободно добраться до Азовского моря, а дальше в их распоряжении было Черное море, Средиземное и весь мир! Так что на этом гербе кувшин символизирует еще и исток реки, открывающей путь в любую точку планеты.

Цвета также выбраны вовсе не случайно. Преимущественно на гербе Воронежа используются красный, золотой, черный, зеленый и серебряный цвета – практически все, принятые традиционной геральдикой. Разумеется, каждый из них имеет глубокий смысл.

Красный является символом силы, мужества, труда и красоты.

Зеленый – указывает на единение с природой, возрождение.

Черный ассоциируется с постоянством, надежностью, мощью.

Золотой указывает на величие, духовность, прочность и уважение.

Наконец, серебро всегда было символом чистоты, благородства, мира и великодушия.

Герб с 1881 по 1969 год

Первый герб продержался ровно сто лет – до реформы Кене. Выходец из Германии, крупнейший знаток русской геральдики и нумизматики Борис Васильевич Кене, в конце девятнадцатого века настоял, чтобы некоторые гербы российских городов были доработаны в соответствии с классической геральдикой. Так как он был основателем и секретарем Русского археологического общества, его слова имели вес, к нему прислушивались.

В герб от 21 сентября 1781 года были внесены определенные правки. Если посмотреть на современный герб Воронежа, фото которого приложено к статье, можно убедиться, что он больше всего напоминает совмещение двух гербов – от 1781 и 1881 годов.

Судите сами – с герба пропали двуглавый орел и желтая полоса в верхней части щита. Зато появилась трехконечная стенчатая корона, а сам щит обвили колосья пшеницы, перевитые красной лентой – Александровской.

Кстати, к этому же гербу вернулись после распада СССР – с 1994 по 2008 год он был официальным символом Воронежа.

Что изображено на гербе

Для начала сделаем подробное описание герба Воронежа. Он вполне заслуживает того, чтобы его знали не только жители города, но и всей страны. В центре композиции находится пятиконечный французский щит – как и во многих гербах других городов России.

С обеих сторон щит держат два русобородых витязя в серебристых доспехах и шлемах. На них надеты красные сапоги и такие же плащи. Стоящий слева держит в свободной руке длинный меч, а стоящий справа – русский миндалевидный щит. На щит нанесена эмблема – орел, сидящий на пушках.

Стоят витязи и щит на поле, покрытом густой зеленой травой. Снизу щит обвивают две ленты – красная и бордовая. Сверху он увенчан пятиконечной короной, обвитой лавровым венком.

Щит разделен на две части. Верхняя залита желтым цветом – здесь находится двуглавый имперский орел черного цвета. Он увенчан тремя коронами, в левой лапе держит державу, а в правой – скипетр. Нижняя часть щита закрашена красным цветом. Здесь же находится гора, сложенная из валунов золотого цвета. На ней лежит серебряный кувшин, из которого вытекает серебряная же вода.

Как видите, герб города Воронеж действительно отличается сложностью и изысканностью. Русские города, которые могут похвастать гербом такой же насыщенности, можно пересчитать по пальцам.

Семиотика герба

Семиотическое значение символики на щите воронежского герба является одной из загадок нашей геральдики. Безусловно, утверждение новой композиции в 1781 году было обеспечено историко-научным обоснованием. Семиотический, ассоциативный, синхронический и диахронический анализ композиции воронежского герба был осуществлен сотрудниками Фонда Хованского в рамках проведения всероссийского конкурса «Символика России — 2012».

Композиция горы и кувшина как источника вод имеет исторические корни в разных традициях, из которых сформировалась русская культура: народных — индоевропейских по языку и христианских — семитских по происхождению.

В статье «Поэтические воззрения славян на природу» А. Н. Афанасьев описывает представления славянских предков, связанные с образом сосуда, источающего воды:

«Предания, общие всем индоевропейским народам, рассказывают, что облачные нимфы, восседая на небе, проливают на землю дождь из опрокинутых сосудов. <…> Отсюда же родилось и другое верование в неисчерпаемый бочонок, из которого сколько ни льется — он все полон».

У арабского историка и географа Аль-Масуди в сочинении «Золотые копи» (глава LXVI, т. IV) встречается описание Чёрной Горы посреди славянских земель, с вершины которой берут начала источники чудодейственных вод, обладающих всяческими целебными свойствами. В сборнике символов Даниэля де ла Фея «Девизы и эмблемы» (1691) есть изображение такой горы, с девизом «Она раздает дальше, что ей дано ».

Мотив горы в центре мира восходит к общеиндоевропейской древности. У древнейших индоевропейцев — хеттов был известен некий «Бог водоема, царь богов, большого сосуда, который был принесен матерью (божество?) на место для возлияний». Необходимым элементом получения царской власти у скифов-иранцев считалось питьё священного напитка (вина, хаомы (сомы) и т. п.). Это тем более вероятно, что производным от санскр. svar (родственного др. иранск. xvar) — «солнце» является слово svarnara — термин, обозначающий небесный источник священного воодушевляющего напитка

«Воронежская композиция» на Синайском полуострове

В индоевропейской культурной традиции гора с источником вод является символом центра мира. В космологии индуизма в центре вселенной находится священная гора Меру. В «Махабхарате» описывается история о том, как в «стране богов» на главной вершине горы Меру, девы во главе с Брахмой решили создать напиток бессмертия, используя вершину горы как мутовку для пахтанья океана, в результате чего и появилась амрита. Для богов индуизма чаша и есть символ священного напитка, дарующего жизнь вечную. (См. Праздник кувшинов).

В ветхозаветной традиции гора, источающая воды, является одним из символов Исхода и свидетельством всемогущества Всевышнего. Это значение происходит из истории о том, как Моисей в синайской пустыне близ горы Хорив, ударив посохом в скалу, иссёк из неё источник, напоивший всех его людей: «Речныя устремления веселят град Божий: святое селение Всевышнего. Бог посреде его, и не подвижится» (Пс. 45:5).

В иранской мифологии обителью праведников является убежище Вара. В этом горном сооружении все живые существа, люди и животные, были спасены от насланных богом чудовищной зимы и всеобщего потопа, это — обитель богов и страна «блаженного народа», «общество, совершенное в моральном отношении».

О «стране блаженных» сообщает и христианское апокрифическое «Сказание об Индийском царстве» — царстве пресвитера Иоанна, государстве, в котором хранится чаша — источник исцелений. Пожалуй, нагляднее всего композиция воронежского герба может быть объяснена на примере известной иконографической композиции-антитезы двух городов на иконе «Благословенно воинство Небесного Царя», на которой изображён Град Небесный, в нём — Богородица с Младенцем Иисусом, на горе — ясли — источник райской реки, по её берегам растет райский сад.

В христианской иконографии образ горы с источником реки из Яслей Христовых соотносится с образом Града Небесного, к которому стремится святое воинство. Инсигнией этого града и является гора с источником воды истинной: «Чашу Церковь стяжа, ребра Твоя живоносная, из нихже сугубыя нам источи токи оставления и разума во образ древняго и новаго, двоих вкупе заветов».

Примечания

  1. . sovet.geraldika.ru. Дата обращения 7 октября 2019.
  2. . geraldika.ru. Дата обращения 25 сентября 2019.
  3. .
  4. . www.heraldik.ru. Дата обращения 7 октября 2019.
  5. . www.heraldicum.ru. Дата обращения 25 сентября 2019.
  6. . www.heraldik.ru. Дата обращения 7 октября 2019.
  7. . geraldika.ru. Дата обращения 7 октября 2019.
  8. . ИА «Regnum».
  9. Леже Л. Славянская мифология. Пер. С. Пасенко // Филологические записки. — Воронеж, 1907. — Вып. V. — С. 167.
  10. Грозный Ф. О «хеттских» иероглифах на стелах Тель-Амара. М., 1937.
  11. Шауб И. Ю. Из истории языческих верований в Северном Причерноморье: культ фарна у скифов. М., 2004.
  12. Иванов А. Русский культурный код в Воронежском гербе и тотеме // Издательство «Кварта». — Воронеж, 2015. — 24 с.
  13. Баталин Н. Н. Сказание об Индейском царстве // Филологические записки. Воронеж, 1884.
  14. Лазарев А. Тайна имени Воронежъ. Воронеж, 2009.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector