Флаг адыгеи

Интересные факты

  • Оригинальную версию этого флага используют адыги в Турции: у них три стрелы размещены внутри круга из двенадцати звезд.
  • Адыгский флаг альпинистом Максимом Богатыревым поднят на восьми высочайших вершинах мира.
  • Утвержденный правительством республики в 1992 г., флаг был изначально аквамаринового оттенка (темно-зеленого). В 2007 г. цвет в законе о флаге обозначен как просто зеленый.
  • Пропорции полотна 1:2 (соотношение ширины и длины).
  • Флаг Адыгеи не зарегистрирован в Государственном геральдическом реестре РФ.

Являясь символом сплоченности адыгов, во флаге воплощена также идея самостоятельности республики как субъекта РФ, подчеркнуты национальная самобытность народов Адыгеи, истоки ее становления и исторические события прошлого, затрагивающие народы Северного Кавказа.

Название

Вокруг названия «адыгейцы» ходит много мифов и споров, а все потому, что фактически это выдуманное в советские годы название, созданное для разделения кавказских народностей по территориальному признаку. С древности на территории современного проживания адыгов, черкесов и кабардинцев обитал единый народ, который сам себя называл «адыгэ». Происхождение этого слова до конца не установлено, хотя есть версия, что оно переводится, как «дети солнца». После Октябрьской революции власти разделили территории адыгов на более мелкие области, чтобы ослабить мощь единого народа включением в состав новых областей разных субэтносов.

  1. В состав Адыгеи вошли народности, проживавшие на территории Кубани, а позже горные регионы и город Майкоп.
  2. Кабардино-Балкарию населяли преимущественно адыги-кабардинцы.
  3. В Карачаево-Черкесскую область вошли адыги-бесленеевцы, схожие по культурным и языковым особенностям с кабардинцами.

Примечания

  1. Решение Совета народных депутатов муниципального образования «Город Майкоп» от 20.06.2008 № 16−рс «О внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования „Город Майкоп“»
  2. Решение Совета народных депутатов муниципального образования «Гиагинский район» от 14.06.2017 № 565 «Об утверждении Положения о Гербе и Флаге муниципального образования „Гиагинский район“»
  3. Решение районного Совета народных депутатов Шовгеновского района от 28.02.2008
  4. Решение Совета народных депутатов Гиагинского поселения от 16.02.2012 № 306
  5. Решение Совета народных депутатов муниципального образования «Дондуковское сельское поселение» от 26.04.2017 № 41 «Об утверждении Положения о Гербе и Флаге муниципального образования «Дондуковское сельское поселение»
  6. Решение Совета народных депутатов муниципального образования «Дукмасовское сельское поселение» от 17.06.2009 № 56 «О флаге муниципального образования „Дукмасовское сельское поселение“»
  7. Решение Совета народных депутатов муниципального образования «Заревское сельское поселение» от 24.08.2009 № 52 «О Гербе и Флаге муниципального образования Заревское сельское поселение»
  8. Решение Совета народных депутатов муниципального образования «Каменномостское сельское поселение» от 18.06.2013 № 393 «О Положении о гербе и флаге муниципального образования „Каменномостское сельское поселение“ Майкопского района Республики Адыгея»
  9. ↑ Решение Совета народных депутатов муниципального образования «Келермесское сельское поселение» от 17.05.2013 № 40 «О гербе и флаге муниципального образования „Келермесское сельское поселение“ Гиагинского района Республики Адыгея»
  10. Решение Совета народных депутатов муниципального образования «Сергиевское сельское поселение» от 29.04.2013 № 57 О принятии «Положения о гербе и флаге муниципального образования „Сергиевское сельское поселение“»
  11. Решение Совета народных депутатов муниципального образования «Тульское городское поселение» от 31.05.2011 № 347 «Об утверждении Положения «О гербе и флаге муниципального образования „Тульское городское поселение“ и о порядке их использования»
  12. Решение Совета народных депутатов муниципального образования «Дондуковское сельское поселение» от 28.10.2014 № 119 «Об утверждении Положения о гербе и флаге муниципального образования «Дондуковское сельское поселение»
  13. Решение Совета народных депутатов муниципального образования «Келермесское сельское поселение» от 22.03.2013 № 34 «О флаге Келермесского сельского поселения Гиагинского района Республики Адыгея»

Есть ли различие в языках?

Адыг с единым флагом всех адыгов

Кабардинцев и черкесов (адыгов-бесленеевцев) относят к восточным адыгам. Их язык официально в российском кавказоведении называется кабардино-черкесским. Сами кабардинцы и черкесы из КЧР называют его адыгЭбзэ.

Язык адыгейцев, официально называется по-русски адыгейским. Самоназвание — адыгАбзэ. Адыгабзе весьма близок к адыгебзе, имеются лишь некоторые диалектные расхождения. Да, кабардинец из Нальчика не сразу поймет речи коренных жителей аула Тлюстенхабль. Но довольно быстро обучится их диалекту, если немного поживет в Адыгее.

Так что ответ: да, кабардинцы, адыгейцы и черкесы считают себя единым народом — адыгами. Точно также считают себя адыгами и живущие в окрестностях Сочи шапсуги, чей диалект близок в адыгейскому. Именно адыгами именует себя обширная черкесская диаспора, живущая с XIX столетия в Турции и на Ближнем Востоке.

История создания государственного флага

31 января 1991 Верховный Совет КБРССР принял официальный документ – Декларацию о государственном суверенитете. В этот же год государство стало частью РФ с правами отдельного государства.

Интересный факт! На протяжении ХХ столетия государственный флаг потерпел шесть изменений с частичным внесением небольших поправок. Конечный вариант был закреплен в конституции в июле 1994 года.

Самый первый вариант был создан по подобию других стран еще во времена СССР и представлял собой красное полотнище, на котором тремя разными языками – русским, кабардинском и балкарском – было изображено название республики. Стоит отметить, что эти языки и сейчас закреплены в Конституции, как государственные. Современный вариант не имеет ничего общего с его родоначальником.

Свадебные традиции

Свадебные традиции адыгейцев во многом сохраняются до сих пор. Часто жениха выбирала девушка, намекая ему о своем желании создать семью небольшим подарком. Начинались переговоры о будущем союзе со сватовства: мужчины со стороны жениха приезжали к дому выбранной девушки и вставали в месте, где колют дрова. Таких визитов совершалось не менее трех: если во время последнего их приглашали к столу, это означало согласие невесты.После родные девушки выезжали на осмотр дома жениха, чтобы оценить его материальное благополучие. Это было необходимо, поскольку создавать семью можно было только с людьми своего социального слоя. Если увиденное устраивало визитеров, обсуждался размер калыма: обычно он состоял минимум из одной лошади и скота, число голов которого определялось в зависимости от богатства семьи.

Жилище

Традиционное жилище небогатых адыгейцев — дом, собранный из прутьев, обмазанных глиной. Обычно состоял из одной комнаты, в центре которой размещался очаг. Согласно традиции, он никогда не должен был гаснуть, так как это сулило семье несчастья. Впоследствии к дому пристраивали дополнительные комнаты для сыновей, которые женились и решали оставаться с родителями. Позже популярность получили обширные усадьбы, в центре которых стоял главный дом, а по бокам размещались хозяйственные постройки. В богатых семьях отдельные жилища на территории двора строили для гостей. Сегодня это встречается редко, однако каждая семья старается иметь специальную комнату для размещения путников, родственников и гостей.

День Государственного флага Республики Адыгея

Празднование Дня адыгского флага началось за несколько лет до принятия властями официального решения об учреждении данного праздника в 2013 году. В честь 180-летия национального флага черкесов это мероприятие проводилось впервые в 2010 г. Организатором праздника выступала общественная ассоциация «Адыгэ Хасэ».

Тогда организаторами праздника были различные общественные сообщества Адыгеи. Сейчас же праздник имеет официальный статус и отмечается ежегодно 25 апреля очень широко, красочно, масштабно. Автопробег или шествие черкесов-конников, танцы в национальных костюмах, игры и спортивные состязания – всему есть место в этот день.

Этот День празднуется в более 54 странах мира, где проживают адыги. А дата праздника определена произвольно, только приходится на весну, исходя из того, что впервые это знамя было представлено черкесскому народу в теплое время года.

Жизнь

Традиционные занятия адыгейцев — скотоводство и земледелие. Сажали в основном просо и ячмень, позже добавились кукуруза и пшеница. Скотоводство было выгонным, разводили коз и овец, реже коров и яков, в горных районах — ослов и мулов. В подсобном хозяйстве держали птиц: кур, идеек, гусей уток.

Широко было распространено виноградарство, садоводство, пчеловодство. Виноградники были расположены на побережье, в районах современных Сочи и Вардане. Существует версия, что название знаменитого «Абрау-Дюрсо» имеет черкесские корни и обозначает название озера и горной речки с чистой водой. Ремесла у адыгейцев были развиты слабо, однако в одном из них они преуспели значительно лучше соседей. С древних времен адыгские племена умели обрабатывать металл: кузнечное ремесло и изготовление клинков процветало практически в каждом ауле. Женщины владели искусством выделки ткани, славились как прекрасные рукодельницы. Особо ценился навык вышивки золотыми нитями национальными орнаментами, которые включали солярные, растительные и зооморфные мотивы, геометрические формы.

Флаги районов

В Карачаево-Черкесская Республику так же входят три муниципальных района, которые так же имеют флаги своих муниципалитетов. Один из занимательных флагов относится к Абазинскому району, население которого состоит преимущественно из абазинов. Флаг района представляет собой полотно красного цвета, в центре полотнища располагается ладонь, а вокруг нее пять звезд.

Флаг Абазинского муниципального района

Символика данного флага призывает народы проживающие на территории муниципалитета, к единству, дружбе и любви между ними, ладонь указывает на дружелюбные намерении, а пять звезд обозначают народности, живущие в районе.

Флаг Зеленчукского муниципального района

Столица:Черкесск

Общая площадь:14 277 км²

Население:467 617

Валюта:российский рубль (RUB)

Телефонный код:8782

Цвета:голубой, зеленый, красный

Фигуры:круг (кольцо), лучи, горы, солнце, полосы

Континент:Азия,

Флаги сельских поселений

Флаг Официальное название Дата утверждения Номерв ГГР
Флаг муниципального образования«Гиагинское сельское поселение»Гиагинского района 16 февраля 2012 7600
Флаг муниципального образования«Дондуковское сельское поселение»Гиагинского района 26 апреля 2017 11409
Флаг муниципального образования«Дукмасовское сельское поселение»Шовгеновского района 17 июня 2009 5613
Флаг муниципального образования«Заревское сельское поселение»Шовгеновского района 24 августа 2009 5615
Флаг Официальное название Дата утверждения Номерв ГГР
Флаг муниципального образования«Каменномостское сельское поселение»Майкопского района 18 июня 2013 8901
Флаг муниципального образования«Келермесское сельское поселение»Гиагинского района 17 мая 2013 8393
Флаг муниципального образования«Сергиевское сельское поселение»Гиагинского района 29 апреля 2013 8903
Флаг муниципального образования«Тульское сельское поселение»Майкопского района 7259

Женщины

О красоте черкесских женщин с древности слагали не только легенды, но и стихи. Например, в стихотворении «Черкешенке» поэт Константин Бальмонт сравнивает прекрасную девушку с «тонкой лилией», «нежной ивою плакучей», «юным тополем» и «Индусской баядерой», но в конце замечает:«Я тебя сравнить хотел бы… Но игра сравнений тленна.Ибо слишком очевидно: Ты средь женщин несравненна.»

С двенадцати лет девочка начинала носить корсет. Он обеспечивал правильную осанку, гибкий стан, тонкую талию и плоскую грудь: эти внешние качества высоко ценились не только соплеменниками, но и иностранцами. В первую брачную ночь жених срезал корсет ножом, замужней даме носить его не полагалось. Символом красоты были и роскошные длинные волосы: девушки заплетали их в косы или делали иные прически, а замужние обязаны были прятать под платок.Все народы Евразии стремились иметь жену или наложницу черкешенку. В историю вошла княжна Кученей, дочь знаменитого князя из династии Темрюков: она стала женой Ивана Грозного и получила имя Мария Темрюковна. Во времена работорговли адыгейских женщин продавали в 2 раза дороже, чем других: их было престижно иметь в гареме за красоту, навыки рукоделия, приятные манеры общения и поведения. Адыгских девочек с детства учили рукоделию, правилам этикета, скромности, внушали чувство собственного достоинства. Женщины играли важную роль в обществе, их уважали и почитали, несмотря на патриархальный уклад и исповедование ислама. При женщинах нельзя было курить, сквернословить, ссориться, драться. Мужчины любого возраста при виде них вставали, а всадники спешивались. Встретив даму в поле, в пути или просто на улице принято было предложить ей помощь, если она в ней нуждалась. Существовал и обычай приношения даров: возвратившиеся после военного похода или удачной охоты мужчины собирались на пир в доме самой почитаемой или желанной женщины, где обязаны были принести ей в дар часть полученного в бою. Если такой женщины не было, дары могли вручить любой адыгейке, встреченной на пути.

Мужчины

Адыгский мужчина — это прежде всего храбрый и бесстрашный войн. С раннего детства мальчиков учили владеть ножом, кинжалом, луком и стрелами. Каждый юноша обязан был заниматься разведением коней и уметь отлично держаться в седле. Черкесские воины с древности считались лучшими, поэтому часто выступали в качестве наемников. Охрана короля и королевы Иордании до сих пор состоит исключительно из представителей этой нации и продолжает носить на службе национальные костюмы.

Мужчин с детства учили сдержанности, скромности в бытовых желаниях: они должны были уметь жить в любых условиях. Считалось, что лучшая подушка для них — седло, а лучшее одеяло — бурка. Поэтому мужчины не сидели дома: они всегда были в походах или занимались хозяйственными делами. Среди других качеств адыгейцев стоит отметить упорство, целеустремленность, твердый характер, настойчивость. Они легко воодушевляются и делают все для достижения своих целей. Остро развито чувство собственного достоинства, почтение своей земли и традиций, поэтому в общении с ними стоит проявлять сдержанность, такт и уважение.

Семейный уклад

У адыгейцев принят традиционный патриархальный уклад семьи

Вместе с тем роль женщины была значительно более важной, а положение более свободным, чем у других кавказских народов. Девушки, наравне с парнями, могли участвовать в народных гуляньях, принимать у себя юношей: для этого в богатых домах даже оборудовали отдельные комнаты

Это позволяло присмотреться к противоположному полу и найти себе пару: мнение невесты при выборе жениха было определяющим, если не противоречило традициям и желанию родителей. Свадьбы редко осуществлялись по сговору или умыканием без согласия. В древности были распространены большие семьи, численностью от 15 до 100 человек, в которой главой был старейшина, основатель рода или наиболее уважаемый мужчина. С XIX-XX веков приоритет перешел к малой двухпоколенной семье. Главным в решении социальных вопросов был муж, ему нельзя было перечить, спорить с ним, особенно при людях. Однако главной в доме была женщина: она решала все хозяйственно-бытовые вопросы, занималась воспитанием малышей и девочек. В богатых, особенно княжеских семьях, широко было распространено аталычество. Одного или нескольких сыновей из богатого рода с раннего возраста отдавали на воспитание в менее знатную, но все же влиятельную семью. В ней мальчик рос до 16 лет, после чего возвращался в отчий дом. Этим укреплялись взаимосвязи между родами и соблюдалась традиция, согласно которой отцу запрещалось привязываться к детям и выражать прилюдно свои чувства к ним.

Примечания

  1. Решение Совета народных депутатов муниципального образования «Город Майкоп» от 20.06.2008 № 16−рс «О внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования „Город Майкоп“»
  2. Решение Совета народных депутатов муниципального образования «Гиагинский район» от 14.06.2017 № 565 «Об утверждении Положения о Гербе и Флаге муниципального образования „Гиагинский район“»
  3. Решение Совета народных депутатов муниципального образования «Красногвардейский район» от 20.10.2017 № 07 «Об утверждении Положения о флаге муниципального образования „Красногвардейский район“»
  4. Решение районного Совета народных депутатов Шовгеновского района от 28.02.2008
  5. Решение Совета народных депутатов Гиагинского поселения от 16.02.2012 № 306
  6. Решение Совета народных депутатов муниципального образования «Дондуковское сельское поселение» от 26.04.2017 № 41 «Об утверждении Положения о Гербе и Флаге муниципального образования «Дондуковское сельское поселение»
  7. Решение Совета народных депутатов муниципального образования «Дукмасовское сельское поселение» от 17.06.2009 № 56 «О флаге муниципального образования „Дукмасовское сельское поселение“»
  8. Решение Совета народных депутатов муниципального образования «Заревское сельское поселение» от 24.08.2009 № 52 «О Гербе и Флаге муниципального образования Заревское сельское поселение»
  9. Решение Совета народных депутатов муниципального образования «Каменномостское сельское поселение» от 18.06.2013 № 393 «О Положении о гербе и флаге муниципального образования „Каменномостское сельское поселение“ Майкопского района Республики Адыгея»
  10. ↑ Решение Совета народных депутатов муниципального образования «Келермесское сельское поселение» от 17.05.2013 № 40 «О гербе и флаге муниципального образования „Келермесское сельское поселение“ Гиагинского района Республики Адыгея»
  11. Решение Совета народных депутатов муниципального образования «Сергиевское сельское поселение» от 29.04.2013 № 57 О принятии «Положения о гербе и флаге муниципального образования „Сергиевское сельское поселение“»
  12. Решение Совета народных депутатов муниципального образования «Тульское городское поселение» от 31.05.2011 № 347 «Об утверждении Положения «О гербе и флаге муниципального образования „Тульское городское поселение“ и о порядке их использования»
  13. Решение Совета народных депутатов муниципального образования «Дондуковское сельское поселение» от 28.10.2014 № 119 «Об утверждении Положения о гербе и флаге муниципального образования «Дондуковское сельское поселение»
  14. Решение Совета народных депутатов муниципального образования «Келермесское сельское поселение» от 22.03.2013 № 34 «О флаге Келермесского сельского поселения Гиагинского района Республики Адыгея»

Религия

Адыгейцы прошли через три основных периода религиозного определения: язычества, христианства и ислама. В древности адыгские народности верили в единство человека и космоса, думали, что земля круглая, окруженная лесами, полями и озерами. Для них существовало три мира: верхний с божествами, средний, где жили люди, и нижний, куда уходили усопшие. Соединяло миры дерево, которое и поныне продолжает играть сакральную роль. Так, после рождения внука, в первый год его жизни дедушка обязан посадить дерево, за которым ребенок впоследствии будет ухаживать.

Верховным божеством адыгейцев был Тха, или Тхашо, создатель мира и его законов, управляющий течением жизни людей и всего сущего. В некоторых верованиях наблюдается ведущая роль бога молний, похожего на Перуна или Зевса. Верили и в существование душ предков — Псэ, которые следят за потомками

Именно поэтому на протяжении жизни важно было соблюдать все законы чести и совести. Существовали в обрядовой культуре и отдельные духи-покровители огня, воды, леса, охоты

Христианская традиция указывает, что Симон Кананит и Андрей Первозванный проповедовали на территориях Черкесии и Абхазии. Однако христианство в черкесском регионе установилось лишь к VI столетию, господствовав здесь до падения Византии. Начиная с XVI века, под влиянием османских султанов распространение получает ислам. К XVIII столетию он сплотил под знаменами все население, став национальной идеей во время борьбы против колонизаторской политики Российской империи в период Кавказских войн. Сегодня большинство адыгейцев исповедует ислам суннитского толка.

Обоснование эмблемы

Официальные символы всегда имеют какое-то значение. Флаг и герб Адыгеи не являются исключением. Почему же герб выглядит именно так, а не иначе?

  • Испокон веков основным занятием населения является сельское хозяйство. Именно об этом свидетельствует вспаханное поле, на это же указывают колосья проса и пшеницы, початки кукурузы.
  • Стол с хлебом-солью – символ гостеприимства, которым издавна славятся жители Адыгеи. Этот знак свидетельствует о том, что уставших путников всегда примут и накормят. Также это еще одно напоминание о том, что главным занятием населения является сельское хозяйство.
  • Некоторые символы характеризуют природные и географические особенности Адыгеи. В этот список входят листья дуба и клена, пашни, горы. Республика раскинулась на живописных долинах рек Лабы и Кубани, плодородной Прикубанской равнине, склонах Кавказского хребта. Эти места славятся своими лесными богатствами, о чем и напоминают символы официальной эмблемы.
  • Голова быка – отсылка к золотым сокровищам, которыми знаменит Майский курган.
  • Звезды в количестве 12 штук символизируют 12 адыгейских племен, как и в случае с флагом.
  • Всадник, летящий на коне, рассказывает о стремлении республики к прогрессу, а попытке заглянуть в будущее и узнать его тайны.
  • Большая пятиконечная звезда, находящаяся в верхней части герба, свидетельствует о братстве и единение. Это знак мирного сосуществования многонационального народа Адыгеи.

Интересно, что всадник, летящий на коне, считался собирательным образом адыгейских племен еще во времена Средневековья. Только наездник и конь были серебряными, а поле щита изображалось алым.

Еда

Традиционная адыгейская кухня состоит из молочных, мучных и мясных продуктов. В повседневной жизни ели вареную баранину с бульоном. Национальное блюдо из мяса птицы либжэ обязательно подавали с пикантным соусом шъыпс, сделанным на основе чеснока и острого перца.

Из молока делали творог, в который добавляли фрукты или зелень, готовили твердые и мягкие сыры. После московской Олимпиады 1980 года на весь мир стал знаменит адыгейский сыр, который специально для иностранных гостей брендировали и разместили на прилавках. Согласно легенде, рецепт сыра рассказал черкесской девушке бог скотоводства Амыш за то, что она во время бури спасла заблудившееся стадо овец.

Внешний вид

Действующий герб Республики Адыгея выглядит так:

  • Фигура всадника с факелом на фоне заходящего солнца и горных вершин.
  • Лучи по небосводу отходят к 12 звездам.
  • Ниже – вспаханное поле, река.
  • В самом низу – адыгский столик с хлебом-солью.
  • По нижним краям эмблемы, имеющей форму круга, – пшеничные колосья, кукурузные початки (слева, если смотреть на изображение герба), дубовые, кленовые листья (на противоположной стороне).
  • По кругу эмблемы – вверху слова по-адыгейски и по-русски «Республика Адыгея» с пятиконечной звездой между надписями.
  • Внизу – аббревиатура «РФ» с бычьей головой между буквами.

Одежда

Национальный черкесский костюм стал символом народа. У мужчин от состоит из рубашки, просторных штанов и черкески: приталенного кафтана с ромбовидным горловым вырезом. На груди с обеих сторон нашивались газыри: специальные кармашки, в которых сначала хранили отмеренный по количеству порох для выстрела, а после только пули. Это позволяло быстро перезаряжать оружие даже во время верховой езды.

У старшего поколения рукава были длинными, а у молодых узкими, чтобы не мешали в бою. Важен был и цвет наряда: князья носили черкески белого цвета, дворяне — красного, крестьяне — серого, черного и коричневого. Заменой черкеске служил бешмет: похожий по крою кафтан, но без выреза и со стоячим воротником. В холодное время костюм дополнялся буркой — длинной шубой из овечьего меха. Женские наряды были еще более красочны. Богатые черкешенки специально закупали для пошива платьев бархат и шелк, бедные довольствовались шерстяной материей. Крой платья подчеркивал талию: облегал верхнюю часть фигуры и сильно расширялся к низу благодаря использованию клиньев. Украшали наряд изысканным поясом из кожи с серебряными или золотыми украшениями. На голову надевали невысокую шапочку, а после замужества и рождения ребенка заменяли ее на платок.

Герб Республики Адыгея

Герб имеет форму круга, который сверху обрамлен лентой. На ней на двух языках (адыгейском и русском) написано «Республика Адыгея». Посередине ленты расположена звезда. С правой стороны изображены листочки дуба и клена, характеризующие особенности природных богатств страны. Колоски пшеницы и початки кукурузы, находящиеся на левой стороне ленты, являют собой указание на богатство Адыгеи, которое нажито честным трудом народа. Географическое расположение на живописной территории склонов Кавказского хребта, пронизанной всюду реками Кубань и Лаба, также демонстрируется на гербе.

В нижней части круга можно увидеть аббревиатуру «РФ», над которой находится изображение национального стола – анэ с хлебом и солью. Таким образом, подчеркиваются одни из главных черт народа – гостеприимство и устойчивость уклада жизни. Для приема гостей адыги специально отводили отдельное помещение, которое называлось кунацкой. Эта комната обставлялась лучше комнат хозяев. Там обычно устраивались встречи с дорогими гостями: родственниками, мудрыми даровитыми людьми селения (знатоками истории, старцами, музыкантами, певцами). Если приезжал иногородний гость, то это событие приравнивалось к празднику. Чтобы принять дорогого гостя, хозяева украшали кунацкую и готовили праздничные яства.

Герб Адыгеи отражает и культурную историю своего народа. Древний кавказский эпос, рассказывающий о богатырях-нартах, является национальным достоянием всех жителей республики. Поэтому в центральной части герба можно увидеть главного героя этого нартского эпоса – Саусрыкъо, который восседает на огненном летящем жеребце. В правой руке всадник держит горящий факел, по легенде похищенный им у богов, чтобы дать благо людям. Искры священного огня отражаются на небе двенадцатью золотыми звездами. Создается впечатление, что сейчас конь действительно взмоет ввысь, и рассыплются по небосводу миллионы золотистых звездочек. Такой полет всадника является символом стремления молодой республики в будущее, к лучшей жизни. Герб и флаг Республики Адыгея объединены идеей о единстве 12 древних племен, что отражается в наличии на обоих символах соответствующего количества звезд.

Расположенная в центральной верхней части внушительных размеров пятиконечная звезда является олицетворением единства и братства многонационального населения Адыгеи.

В целом в гербе явно выражено желание автора, которым является известный в Адыгее художник Д. Мерекутов, связать воедино события далекого прошлого, настоящее и грядущее. Таким образом, герб Адыгеи, фото которого расположено ниже, демонстрирует единство всех времен в их историческом развитии.

Внешне он привлекает содержательностью и богатством красок, как изображающих природу республики, так и демонстрирующих смелость и отвагу ее народа.

Описание флага и значение его символов

Современный флаг Кабардино-Балкарской Республики – это прямоугольное полотно с тремя одинаковыми по ширине горизонтальными полосками: синей, белой и зеленой. Посередине изготавливается стилистическое изображение горы Эльбрус – главной природной достопримечательности страны. Для его нанесения используются те же цвета, что и для горизонтальных полос. Также гора вписывается в круг, который размещается по центру флага на белой полосе.

При изготовлении государственного знака следует придерживаться строгого соотношения ширины к его длине – 2:3. Все элементы соответствуют установленным международным требованиям к геральдической символике и эмблематике. Использованные цвета широко распространенные среди народов кабардинцев и балкарцев использовались во времена их исторического прошлого. Если говорить о значениях символики, то стоит отметить, что есть разные варианты интерпретации. Так, синий цвет может означать народ кабардинцев, а зеленый – балкарцев.

Белый цвет между ними означает единство в общее государство. Однако, согласно обозначениям геральдики значение всех цветов немного иное:

  • Синий цвет означает верность коренных народов к историческим традициям и сбережение культурного достояния предков. Нынешнее поколение чтит подвиги их предшественников и старается создать пример для будущего поколения.
  • Зеленый – радости гостеприимства и взаимопонимания между населением, также сюда относят богатство и красоту природы. Другое значение – свобода и открытость в мыслях и деяниях, надежна на светлое будущее.
  • Белый цвет – символ мира и дружелюбия. Дополнительно этот цвет обозначает много снега, который лежит на вершине горы Эльбрус.

Тематическое изображение указанного горного массива исполнено с использованием той же цветовой гаммы, поэтому их значение не имеет отдельной интерпретации и полностью совпадает со значением полос на флаге.

Страна:Россия

Столица:Нальчик

Общая площадь:12 500 км²

Дата образования:5. 1. 1936

Население:862 050

Валюта:российский рубль (RUB)

Телефонный код:866

Цвета:синий, белый, зеленый

Фигуры:круг, горы

Континент:Европа,

Как появились кабардинцы и черкесы

Кабардинцы и черкесы-бесленеевцы отделились, когда в XIV столетии жестокий полководец Тамерлан окончательно разгромил заселявших прежде Северный Кавказ аланов. Именно тогда адыги под предводительством своего князя Инала перешли исконную свою границу реку Лаба. И заселили опустевшие кавказские плоскости вплоть до самой чеченской равнины.

Восточные адыги образовали на Северном Кавказе крупное государство — Кабарду (Къэбэрдей). И стали называться в русских летописях кабардинцами. Само слово Кабарда может идти от къæбур — твердая скала, утес.

Именно кабардинцы являлись важными союзниками Ивана Грозного уже в XVI столетии, а кабардинская княжна Гуащеней (Мария Темрюковна) стала женой самого русского царя.

Но сами кабардинцы никогда себя отличными от общего адыгского этноса не считали. И лишь при советской власти адыгов поделили на три разные автономные республики — Кабардино-Балкарию (КБР), Карачаево-Черкесию (RXH) и Адыгею.

История создания флага

Известна точная дата появления черкесского флага – 1830 г. А вот об его авторе спорят до сих пор. Высказывается несколько версий его появления:

  • Автором называют секретаря британского посольства в Стамбуле – шотландца Дэвида Уркварта. Он создал знамя как символ Черкесии в борьбе за свою свободу против царской России. Согласно данной версии привезенное в Западную Черкесию знамя могло быть изготовлено в Англии.
  • Создателем полотнища называют черкешенку знатного рода, которая вышила его в Турции и передала на родину.
  • Некоторые исследователи высказывают объединенную версию: согласно ей замысел флага воплощен черкесской княжной, а сама идея принадлежит Уркварту.
  • В числе имен создателей полотнища называют еще Зан Сефер-бея, черкесского князя.

После Кавказской войны и поражения адыгов в ней, флаг, будучи запрещенным, не использовался. Его изображение считалось безвозвратно утраченным в советское время.

С восьмидесятых годов XX века этот флаг стал использоваться неофициально. Когда в 1992 г. встал вопрос о разработки республиканской символики, большинство депутатов Адыгеи поддерживали идею возрождения исторического черкесского флага. Его изображение было восстановлено по книжной иллюстрации (Э. Спенсер «Путешествие в Черкесию…» 1838 г. издания).

Споры велись по поводу правомерности включения в региональный флаг части российского триколора. В результате от этой идеи отказались.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector